Дополнительное образование определяется - как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В контексте основных стратегических документов дополнительное образование рассматривается как открытое, вариативное, персонифицированное образование, системообразующее для всех уровней образования (дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего), - механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, сфера эффективных инвестиций и инноваций, новый сектор экономики.
Моделирование современной системы дополнительного образования предопределено Концепцией развития дополнительного образования, конкретизирующей смыслообразующие задачи; свободу выбора образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение доступа к социально-культурным ценностям, диалоговый характер межличностных отношений, содействие личностному и профессиональному самоопределению воспитанников.