В век информационных технологий и искусственного интеллекта проблема формирования коллективного и национального самосознания вышла на передний план и стала актуальным предметом исследования во всем мире. Ею заняты антропологи, историки, философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы.
Перед педагогами все чаще встают вопрос: как ориентировать воспитание на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру? Как вернуть актуальность народным традициям, чтобы они вошли в душу, в сознание, в отношения людей? Через усвоение традиций интеграцию учебно-воспитательного процесса можно выявить определенные механизмы, способствующие созданию единой образовательно-развивающей среды на основе целостного взгляда на мир, сформировать ценностное отношение к наследию своего народа.
Возрождение и развитие национальной культуры, связанные с переосмыслением прошлого, поиском общенациональной идеи, изменением ценностных ориентаций, нравственных устоев, активизацией этнических факторов, приобретают особое значение в воспитании детей и подростков.