Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оскольская основная общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
«Инновационные технологии
современного урока в начальной школе».
Учитель начальных классов
МБОУ «Оскольская ООШ»
Лаврова Наталья Михайловна
В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим:
- Технология проблемно- диалогического обучения
- Технология критического мышления
- Технология деятельностного обучения
- Игровая технология
- ИКТ
- Технология дифференцированного обучения
- Здоровьесберегающая технология
- Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса
Технология проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучая. По - моему мнению, данная технология поможет успешной реализации стандартов второго поколения.
Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. На практике применение данной технологии помогает достичь высоких результатов на школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Наибольшее распространение в современной начальной школе получила технология деятельностного обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".
Технология деятельностного обучения- механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС. Базовый уровень технологии деятельностного метода- уроки открытия нового знания (ОНЗ).
С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.
Я разбила игры на группы по характеру познавательной деятельности.
1.Игры, требующие исполнительской деятельности.
2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
4.Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
- 5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
6.Дидактические игры.
В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока, следовательно активно применять при обучении детей информационно-коммуникативные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными особенно в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Технология дифференцированного обучения создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. При опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся на уроках я использую:
1)Приёмы опроса учащихся: «Солидарный опрос», «Взаимоопрос», «Тихий опрос», «Защитный лист», «Идеальный опрос (почти шутка)».
2)Приемы подачи домашнего задания: «Три уровня домашнего задания», «Задание массивом», «Сам себе учитель», «Идеальное задание».
3)Приемы оценивания: «Оценка – не отметка», «Рейтинг», «Кредит доверия», «Система стимулов». Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей поступающих в школу. Какие же здоровьесберегающие технологии я использую в своей работе? Это общепринятые и общеизвестные технологии:
- 1.Технологии личностных отношений (индивидуальный подход, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология)
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (например: проблемное обучение)
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение и т.д.)
4. Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий).
Для реализации данных технологий использую различные средства, методы и приёмы. Элементы здоровьесберегающих технологий:
- проведение физминуток, динамическая пауза (на свежем воздухе), зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для дыхания, проветривание кабинета, соответствие мебели возрасту школьника, правильная посадка, положение рук, головы, смена деятельности в течении урока, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой.
Дляменя здоровьесберегающая технология обучения – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состоянии их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися федерального государственного образовательного стандарта.
Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе является модель позиционного обучения.
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить позиции «тезис», «понятие», «схема», «критик», «апологет», «символ», «поэты», «театр», «рефлексия», «вопрос», «эксперт», «практика» на основе учебного текста. Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности.
Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как фактор повышения качества знаний.
На основе применения инновационных технологий на современных уроках в начальной школе обеспечивается новое качество образования. Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования инновационных технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает научить детей применять эти технологии самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Литература.
- Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С. Бадиев // Учитель.- 2008. №6. – С.7-9.
- Голубева Л.В. Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития учителя / Л.В. Голубева //Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования / В.Ермоленко // Учитель. – 2006. № 5. – С. 30-34.
- Хуртова Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения/ Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.