ВВЕДЕНИЕ
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в нашей республике.
Актуальность экологического воспитания определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
- Основная часть.
- Понятие инноватики в дошкольном учреждении.
Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.
Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).
Над проблемой вдрения инноваций работали такие учёные как М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.
Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.
Показатели инновации:
А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);
Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;
В) адаптируемость (вне зависимости от условий);
Г) наличие научной идеи;
Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.
В. И. Сластенин, Л. С. Подымова, А. И. Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:
- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;
- объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;
- на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;
- необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;
- существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;
- наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;
- целостный характер целей инновации;
- существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;
- сложность определения результатов инновации;
- сбалансированность целей с целями МДОУ;
- стабильность (относительная).
1.2. Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.
Управление экологической работой МДОУ можно рассматривать как трехступенчатую систему:
- Административное управление — осуществляется заведующим МДОУ (функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими МДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения.
- Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем (функции: организация эффективной экологической работы с педагогами МДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников.
- Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми).
С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры и с этим трудно не согласиться. Часто именно воспитатель первым «вводит» детей в мир природы, помогает им испытать первый опыт общения и познания этого удивительного и чарующего мира.
Крайне важно спланировать эту работу по экологическому образованию дошкольников и отслеживать результаты этой деятельности. Основой планирования работы нужно рассматривать программу, принятую в конкретном образовательном учреждении. «Именно программа определяет основной круг задач и содержание экологической работы с детьми». Главная цель этого планирования — это обеспечение системности. Экологическое образование выступает одним из комонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности дошкольниками нужно обращать внимание на постаовку не только образовательных, но также воспитальных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т. д Важную роль для планирования экологичеой деятельности с детьми имеет также интеграция разных видов и форм деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкально- театрализованной.
«Важнейшим условием эффективного планирования является не только его конкретность и соответствие программе, но и реальность». Это значит, что нужно оритироваться на интеллектуальный уровень развития дошкольника, его возможности, степень сформированности экологической культуры, то есть на результаты педагической оценки ребенка в данной области. Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям.
Так, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и в отношении к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в быту, обществе, природе.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (цвете, форме, размере, причинах и следствиях др.); о планете Земля как общем доме людей, о природных явлениях, о многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» подразумевает знакомство с детской литературой в частности с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подразумевает становление основ ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира; формирование эстетического отношения к миру природы.
Образовательная область «Физическое развитие» нацелена на становление ценностей здорового образа жизни у детей.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:
- последовательное распределение программного материала с учётом
возрастающей детской компетентности;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
- обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.
1.3. Новые виды и формы экологического воспитания дошкольников
Игровая деятельность
Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.
Содержанию сюжетно-ролевых игр придаём экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
Дидактические экологические игры
Игра является одним из видов деятельности человека, который в детском возрасте является ведущим.
Значение игры нельзя ограничить лишь развлекательными возможностями. Игру, как метод обучения, как способ передачи социального опыта использовали в древности.
Дидактическая игра — активная форма обучения, которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В дидактической игре, в отличие от учебных занятий, учебные цели не формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего — естественное стремление поиграть.
«Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть», — пишут С. А. Козлова и Т. А. Куликова.
Л. Ю. Павлова выделяет следующие виды дидактичеких экологических игр:
— игры, нацеленные на ознакомление с фауной и флорой;
— игры, нацеленные на ознакомление с окружающей средой;
— игры, нацеленные на ознакомление с созданной человеком средой обитания для людей и животных.
Кейс-технологии
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.- цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
В практике работы, знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Мы используем следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:
- звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
- экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
- мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
- медиазанятия, которые проводятся в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном проектором и экраном;
- в процессе моделирования;
- в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.
Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.
Экологический театр, использование народной мудрости
(сказок, легенд на экологическую тематику)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование источников народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не поднимай на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
Одной из форм нетрадиционногоэкологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения,
праздники экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп»,также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.
Экологические акции
Одной из форм экологического образования и воспитания в МДОУ являются экологические акции — это комплекс мероприятий, действий, который помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему-либо.
Как отмечают Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина в своей статье «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций», экологическим (природоохранным) акциям следует уделять особое внимание в старшем дошкольном возрасте. «Важным фактором, способствующим пониманию детьми экологического содержания акций, — пишут авторы статьи, — является непосредственный чувственно- эмоциональный опыт общения детей с объектами природы». Длительность проведения экологической акции может длиться 2–3 месяца. Кроме детей в экологической акции можно задействовать сотрудников МДОУ, родителей, близлежащие школы, жителей района.
Акция может включать в себя разные мероприятия, объединенные одной темой: цикл наблюдений, чтение и заучивание стихотворений, подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы, комплекс занятий по разным методикам, продумывание и иллюстрирование сказок, выставки детских рисунков, организация опытов, создание экологических плакатов и пр.
Акция может подразумевать и однократное мероприятие.
Многие дошкольные учреждения регулярно проводят с детьми экологические акции, которые не только привлекают детей к размышлению над необходимостью беречь природу, но и развивают дополнительные умения и навыки, расширяют круг знаний. Например, осенняя акция «Трудовой десант» может подразумевать субботник с участием родителей и детей: дошкольники обычно с энтузиазмом собирают ветки, работают с граблями, подметают.
Акция «Вместе озеленим участок наш» не только сформирует у детей элементарные навыки посадки растений, но и сформирует уважительное отношение к чужому труду. Зимняя акция «Накормим птиц» подразумевает также творческую работу — изготовление оригинальной кормушки или скворечника. Акция «Вторая жизнь ненужным вещам» научит детей более бережно относиться к труду и использовать воображение.
«Такие акции способствуют закреплению знаний о природных явлениях, учат детей самостоятельно планировать свою деятельность, развивают в детях самостоятельность, ответственность. Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки экологической деятельности», — пишут О. А. Никульшина и О.А.Скутина. Т.Н.Кондратьева и С.Н.Курочкина предлагают проводить экологическую работу в два этапа.
- На первом дети знакомятся с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с работой земледельцев. Возможны следующие акции:
1.1. «Земля — кормилица наша». Цель — сформировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, о последовательности трудовых процессов земледельцев.
1.2. «Сохраним воду — чистой». Цель — привлечь внимание детей к необходимости экономного использования воды.
Возможные мероприятия:
— придумывание сказки о воде «Королева вода»;
— оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду»;
— экологические ширмы;
— экологический праздник «Берегите воду».
1.3. «День Земли». Цель — развить стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к ней как к родному дому.
- На втором этапе дети должны осмыслить экологические акции. Для этого проводится следующие мероприятия:
- игры «Ручеек», «Заморозь»;
- отгадывание загадок;
- исполнение песен «Улыбка», «Кто пасетсяна лугу», «Ежик»;
- создание рисунков и панно;
- проведение субботника.
Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также имеют огромное значение в формировании экологической культуры у дошкольников.
Проведение экологических акций часто становится хорошей традицией детского сада. Хочется верить, что дети, вырастая, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в их сердцах на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Экологическая тропа
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., а свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
Кружковая работа
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.
Поэтому инновационным в работе можно считать создание кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.
Основным содержанием исследований является:
- - о человеке;
- - о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);
- - о природных явлениях ( ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);
- - о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- - о предметном мире.
Активные формы работы с семьёй
Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН «Знатоки природы». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).
Для родителей выпускаем ежемесячную газету экологической направленности «Юный эколог», из которой родители узнают о работе МДОУ в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и
неживой природе; а также выпускаются тематические буклеты: «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город» и др.
Человек – часть природы; он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Всё прекрасное на Земле – от Солнца, и всё хорошее от человека». «Рыбе-вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину».
ВЫВОДЫ:
В процессе работы были замечены такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
- возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Литература:
- От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015
- Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Анохин Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С., Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Воронеж: Лакоценин, 2007
- Булкин А.П. «В дружбе с людьми и природой»,-М: Просвещение, 1991
- Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2007
- Кондратьева Т. Н., Курочкина С. Н. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе материалы Международной научно-практической интернет-конференции. — 2014. —
С. 72–74.
- Никульшина О. А., Скутина О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 1 (3). — С. 229–231.
- Павлова Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5–7 лет: дис… канд. пед. наук. — М., 2002
- Платонова С. М. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду// Вестник Ленингр. гос. университета им. А. С. Пушкина. — 2016. — № 2. —
С. 232–239.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2008
- http://www.bestreferat.ru/referat-138254.html
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-tema-didakticheskaya-igra-eyo-rol-v-razvitii-doshkolnikov-662722.html