Как часто Ваш ребенок требует объятий? А насколько это необходимо Вам самим? Зачастую, родители в суете рабочих будней не придают большого значения телесным контактам с ребенком, продуктам его творческой деятельности. На восклицание малыша: «Посмотри, что я нарисовал!» ребенок слышит в ответ, холодное: «Молодец!», а еще чаще родитель оценивает его работу: «Красивый цветок». Но в этих словах малыш не слышит отношения к нему лично, к тому, что это он молодец, что это именно у него получается рисовать так красиво и мама любит его. Если ребенок регулярно сталкивается с равнодушием, с холодностью и безразличием, то он начинает искать внимание иными способами: это или деструктивное поведение, или частые болезни, которые зачастую носят психосоматическую природу, ребенок извлекает выгоду от болезни (мама всегда рядом, крайне заботлива и внимательна). Когда ребенок испытывает эмоциональное отвержение, он постоянно находится в психотравмирующей ситуации. Родитель может проявлять как явное (постоянное раздражение и холодность), так и скрытое отвержение (сравнение ребенка с другими детьми, родитель считает своего малыша не таким аккуратным, не таким умным и пр.)
Отвержение может проявляется в следующих родительских директивах: «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет». Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник. Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Кроме того, некоторые родители сами создают образ идеального ребенка, в то время, как вполне реальный малыш стремится к этому образу и постоянно чувствует, что далёк от планки, заданной родителем. Именно созданный образ идеального ребенка вызывает любовь. Для одних родителей - это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот. Для других - активный, успешный, предприимчивый. Однако и в том, и в другом случае вымышленный образ ребенка не будет соответствовать реальному.
Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается наказаниями, в том числе и физическими. Родители наказывают детей за то, что они обращаются за помощью, за стремление выразить свою любовь, например объятиями.
Кроме применения физических наказаний родители наказывают детей непосредственно демонстрацией ненужности ребенка: «Мама такого не любит, она себе найдет другого мальчика (девочку)». Несложно догадаться, что испытывает такой ребенок. Такое поведение значимых взрослых формирует у малыша чувство неуверенности, у таких детей часто занижена самооценка, сформировано чувство страха и одиночества. Такие дети не стремятся проявлять инициативу в общении со сверстниками и взрослыми, испытывают страх перед новыми ситуациями.
Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что в свою очередь ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений. Отвержение ребенка родителями приводит к формированию следующих внутренних позиций ребенка: «Я не любим, но я от всей души хочу приблизиться к вам» и «Я не нужен, и не любим. Оставьте меня в покое». Следствием таких переживаний может стать потеря самоуважения и иррациональное стремление исправиться, соответствовать родительским ожиданиям.
Будьте внимательны к своим детям, к их потребностям и переживаниям, и спустя время они ответят вам тем же!
Педагог-психолог Непомнящая А.А.