Астафьева Любовь Васильевна
учитель физической культуры
МАОУ Юговская средняя школа
Пермский район
Индивидуально образовательный маршрут по физкультуре, как средство достижения планируемого результата у обучающихся сельской школы.
«Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого одинаковые»
Особый подход в моей работе к обучению, как одарённых детей, так и к ученикам с ОВЗ дал значимый результат в последние годы. С 2015 года 4 ученика нашей школы поступили в колледж «Олимпийского резерва», а одна выпускница в 2018 году поступила в ПГГПУ. За последние годы мы с моими воспитанниками заняли первое место в спартакиаде Пермского района, ученица 7 класса стала победителем районного конкурса «Ученик года» в номинации «Спорт», ребята в возрасте 10-12 лет заняли первое место в рамках проекта «Тренер нашего двора» и получили сертификат на 137 500 рублей, а в возрасте от 13-16 лет нашим стало второе место и приз 96 тысяч рублей, на районном празднике спорта Пермского муниципального района среди детей инвалидов в 2017 году были получены три грамоты за первое место, а с детьми риска занято второе место по стритболу в рамках Фестиваля спорта Пермского муниципального района.
Мой педагогический стаж 35 лет, а учителем физической культуры в школе я работаю 25 лет, и все эти годы прошли в МАОУ «Юговская средняя школа». За это время мне довелось преподавать детям с 1 по 11 класс, а так же в СКК классах. Давно я обратила внимание, что дети приходящее на урок физкультуры отличаются друг от друга как физически, так и психологически. Самое сложное, что в одном классе могут находиться очень сильные и слабые дети, спокойные и неуравновешенные, трудолюбивые и те, кому нужна особая мотивация для обучения. Чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным, чтобы смог полюбить предмет «Физическая культура», мне как учителю приходится прилагать особые усилия. Во время каждого своего урока я использую дифференцированный подход. К тому же в обучении я чередую игровые, соревновательные и повторные методы. Дети с удовольствием занимаются как все вместе, так и индивидуально, ставя себе цели и задачи на разные виды деятельности.
На каждом уроке я стараюсь создать комфортный микроклимат в образовательном процессе, учитывать в ходе обучения возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Персональная нагрузка для каждого ребенка, особенно для детей с хроническими заболеваниями и для детей после болезни дает возможность не переутомлять детский организм, и в то же время поддерживать его в тонусе.
Дети, которые освобождены от уроков физкультуры, также принимают активное участие в уроке, они могут быть судьями во время игр и эстафет, критиками во время выполнения упражнений на технику исполнения или оценивают выступление (например, комплекс акробатики). Освобожденные от занятий дети делают доклады, презентуют их перед классом, пишут рефераты, создают проекты, поделки, рисунки.
В последние годы заметно растёт число детей с ОВЗ. Мне интересно работать с классами коррекции. Поскольку это дети с ограниченными возможностями, я еще активнее создаю атмосферу доброжелательности, что позволяет им чувствовать себя раскрепощёнными и свободными. Ведь именно урок физической культуры дает такому ребенку шанс почувствовать себя успешным. Я даю им возможность показать, какие они сильные, ловкие, быстрые, смекалистые, показываю им сильные и слабые стороны их физической формы, учу преодолевать неуверенность и страх, через проведение спортивных и подвижных игр, эстафет и круговых тренировок. Привлекаю учеников коррекционных классов вида к участию в районных и краевых спортивных мероприятиях.
С годами у меня выработался особый подход к одаренным детям. Я считаю одаренными детей, которые обладают потенциалом к высоким достижениям в силу своих выдающихся способностей и осознаю, что такие дети требуют определенного индивидуального и дифференцированного подхода. Безусловно, их развитие выходит за рамки обычного школьного обучения, оно должно давать им возможность реализовать в дальнейшем свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества. Зная загруженность таких детей, я составляю ИОМы, которые позволяют им развиваться в своем графике и темпе.
К необходимости создания индивидуальных образовательных маршрутов я пришла не сразу, но чем чаще я сталкивалась с одаренными детьми, тем больше понимала, что работа с ними в традиционном режиме практически невозможна. Основной целью написания индивидуального маршрута, я считаю создание условий для оптимального развития ребенка: выявления, поддержки и развития его одаренности, его самореализации и профессионального самоопределения в соответствии с его способностями.
Индивидуальный маршрут позволяет:
- создать системный подход к работе с обучающимся,
- отобрать средства обучения, способствующие развитию именно этого ребенка,
- использовать на уроке дифференцированный подход на основе индивидуальных особенностей,
- осуществлять научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития,
- организовывать разнообразную внеурочную деятельность,
- оказывать социальную и психологическую поддержку.
Существуют несколько этапов сопровождения развития одаренного ребёнка. На первом этапе производятся диагностические работы, когда выявляется, в чем именно состоит его одаренность, каковы его интересы, и в каком направлении необходимо двигаться. На данном этапе информацию можно получить от самого ребенка, родителей, других учителей. Например, по результатам диагностической работы для Ганюшева Данила, ученика 9 класса был выявлен следующий академический тип одаренности:
- высокая успеваемость;
- устойчивость внимания;
- хорошая память;
- высокая скорость мышления;
- безошибочное воспроизведение материала;
- активность;
- усидчивость;
- целеустремленность;
- дисциплинированность;
- организованность;
- эрудированность;
- умение поддержать общее дело;
- легкость в общении.
На втором этапе создаются условия для развития одаренности: проводится развивающая работа на уроках, в спортивной секции, на факультативных занятиях, осуществляются консультации с родителями (Приложение 2).
На третьем этапе уже можно проанализировать промежуточные результаты сопровождения развития. Тут проводятся диагностические работы успешности развития, а так же организуются различные формы представления достижений ребенка (Приложение 3).
Для успешной реализации деятельности в рамках индивидуального маршрута следует соблюдать следующие условия:
Работа с актуальным опытом ребенка. Постепенный переход от знакомого, понятного и привычного материала к новому, более сложному и непонятному и развивать новые универсальные действия.
Смысловая работа в предмете. Необходимо уделять особое внимание формирование понятийных знаний в предмете, рассматривать предмет не только с практической, но и с теоретической стороны. Данный этап проходит в тесном контакте с педагогом в учебной деятельности на уроках.
Групповая работа с равноправными партнерами. Работа при постоянном взаимодействии с более слабыми учениками может вызвать регресс в развитии ребенка и утрату интереса, а при ощущении постоянного превосходства, может сложиться необъективная оценка к самому себе. Равные же партнеры позволяют занимать разные позиции в группе и видеть как свои преимущества, так и недостатки.
Творческая деятельность. Творчество позволяет как можно ярче проявить индивидуальные способности каждого ребенка и удовлетворить его потребности.
С Ганюшевым Данилом по индивидуальным маршрутам мы работаем с 8 класса, а в приложение приведен ИОМа на 2017 – 2018 учебный год. Результаты же других лет и учеников можно увидеть в грамотах и дипломах в приложении. Планируется дальнейшая работа по усовершенствованию ИОМов и увеличению количества детей занимающихся по ним.