Конспект
интегрированного урока по экономике и праву «Собственность. Имущественные и неимущественные отношения» (11 класс)
Цели урока:
1. Способствовать развитию экономической и правовой компетенции учащихся, актуализация знаний понятий «собственность», «формы собственности», «право собственности», продолжать формировать умения и навыки анализа документов: «Конституция РФ», «Гражданский Кодекс».
2. Создать условия для развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Развитие всех сфер личности учащегося: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, интеллектуальной и практико-действенной.
3. Воспитание гражданской ответственности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права демократического государства, уважения к правам и свободам другого человека, содействие развитию профессиональных склонностей.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала с использованием деятельностных методов обучения, технологии критического мышления (Приложение №5).
Технология критического мышления способствует формированию оценочного, рефлексивного, открытого мышления, развивающегося путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы на каждой из стадий урока: вызова, осмысления, рефлексии. На 1 стадии урока происходит актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. На 2-й стадии урока- осмысления- учащиеся соотносят имеющиеся знания с новыми. На 3-й стадии-рефлексии- происходит размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.
Форма урока: групповая работа (для организации дебатов). К данному уроку заранее были сформированы две группы с учетом психологической совместимости и личностных предпочтений учащихся.
Методы: эвристическая беседа, проблемное изложение, работа в группах, дебаты, презентация-демонстрация, работа с документами, таблицами.
Оборудование: ТСО, ИКТ, презентация «Собственность.Имущественные и неимущественные отношения», Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
Знать понятие «собственность», экономическое и юридическое содержание собственности; формы собственности в РФ, имущественные и неимущественные права; механизм защиты прав собственника.Знать и уметь работать с основными документами, содержащими права собственника -Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, понимать их значимость для гражданина Российской Федерации.Иметь навыки участия в дебатах, уметь характеризовать способы и средства правовой защиты собственника в современном государстве.Овладеть навыками применения полученных знаний, предметных обществоведческих компетенций в нестандартных ситуациях современной экономической ситуации.
Стадии и методические приемы на уроке
Деятельность учителя и использование мультимедийной презентации
Деятельность учащихся
Методические приемы
1.Стадия вызова (актуализация темы)
Учитель предлагает учащимся представить себя в роли грибников, находящихся в красивом осеннем лесу и вдруг увидеть неожиданную картину.
Демонстрируется отрывок из мультфильма «Чьи в лесу шишки?»
Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
«Что произошло в лесу?» «Как вы думаете, почему стало возможно то, что волк объявил все природные богатства своей собственностью?» «Что может произойти, если в государстве не будет законов о собственности?» «Хотелось бы Вам жить в таком государстве?»
«Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем обсуждать на уроке?»
Учитель обобщает ответы учащихся и называет тему урока (слайд 1).
На следующем этапе учитель спрашивает учащихся о том, что им известно по теме урока и фиксирует ответы учащихся (слайд 2).
Исходя из ответов учащихся, учитель конкретизирует учебную задачу урока: выяснить отличие экономического и юридического содержания собственности, имущественных и неимущественных прав, выяснить механизм защиты прав собственника.
Просматривают отрывок из мультфильма, отвечают на вопросы учителя.
На следующем этапе учащиеся говорят о том, что им известно по теме «Собственность», что бы они хотели узнать в ходе урока
Просмотр отрывка из мультфильма;
составление списка известной информации.
2. Осмысление содержания
Учитель предлагает познакомиться с планом урока:
Определение понятия «собственность»Экономическое содержание собственностиЮридическое содержание собственности
4. Имущественные и неимущественные отношения
5. Механизм защиты прав собственности (слайд 3).
По первому пункту плана учитель демонстрирует слайды
- определение понятия «собственность» (слайд 4).
(дает обоснование необходимости проведения интегрированного урока экономики и права по данной теме)
По второму пункту плана учитель демонстрирует слайды
- собственность в разные исторические эпохи (слайды 5-7);
- экономическое содержание собственности (слайд 8);
-два взгляда на существование собственности (Прудона и Медисона);организует дебаты, помогает учащимся в составлении кейсов; подводит итоги (слайд 9-10);
- слайд «формы собственности» (слайд 11-12);
- дает задание учащимся по заполнению таблицы о формах собственности (слайд 13);
-подводит итоги деятельности учащихся
Учащиеся знакомятся с планом урока.
Учащиеся по первому пункту плана
-знакомятся с определением понятия «собственность», данному в Толковом словаре С.И. Ожегова
Учащиеся по второму пункту плана
-отвечают на вопросы учителя о предметах собственности в разные исторические эпохи;
-делают запись в тетрадь «экономическое содержание собственности»;
-вступают в дебаты по вопросу «два взгляда на существование собственности»;составляют кейсы в защиту одной из точек зрения (Прудон и Медисон) –«законные методы приобретения собственности»
и «незаконные методы приобретения собственности» (Приложение. Задание №1);
-работают с текстом Конституции РФ о формах собственности;
- анализируют полученную информацию и информацией слайда о формах собственности;
- закрепление знаний происходит через заполнение и анализ таблицы о формах собственности (Приложение. Задание №2).
Записи в тетради, ответы на вопросы;составление кейсов для дебатов, заполнение таблицы
По третьему пункту плана учитель демонстрирует слайды
- «юридическое содержание понятия «собственность» (слайд 14);
- Задание классу : Используя ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ определите содержание «права собственности»
(слайд №15-16)
- задает вопросы, по которым учащиеся приходят к выводу о том, что право собственности подразумевает под собой еще и ответственность.
Например, могу ли я, принадлежащий мне участок в садовом товариществе содержать в запустении? и др.
- вводит понятие «типы собственности»;(слайд №17)
-два взгляда на собственность (слайд №18)
(благо или бремя);организует дебаты, помогает учащимся в составлении кейсов; подводит к выводу о том, что БЛАГО и БРЕМЯ должны быть уравновешенными и бремя собственности не должно перевешивать благо, которое получает собственник от обладания имуществом.
Учащиеся по третьему пункту плана
- сравнивают два предложенных определения и выделяют принципиальную разницу между ними (правоотношение);
- делают запись в тетрадь «правовое содержание понятия «собственность»;
- на основе анализа документа (Приложение. Задание №3) определяют правомочия собственника и составляют схему, зафиксировав записи в тетради
- на конкретных примерах раскрываются право владения, пользования и распоряжения.(напр.,ручка)
- составляют схему «типы собственности» фиксируют в тетради и приводят примеры по каждому из них.
-вступают в дебаты по сформулированному вопросу; составляют кейсы в защиту одной из точек зрения (аналогично приложению к заданию №1); делают вывод.
Записи в тетради,Анализ ситуации
Ответы на вопросы;
Эвристическая беседа
Подбирают примеры из собственной практики
Анализ документов
Составление и работа со схемой.
По четвертому пункту плана (слайд №19)
- учитель заранее дал опережающее индивидуальное домашнее задание: приготовить сообщение на тему «Имущественные и неимущественные права».
-учащиеся делают сообщения об имущественных и неимущественных правах.
Записи в тетради
По пятому пункту плана
- учитель организует объяснительную беседу с классом о механизмах защиты права собственности (слайд №20 -21;)
Закрепление знаний происходит путем решения ситуационных задач:
- учитель предлагает учащимся познакомиться отрывками из литературных текстов и выполнить задания(слайд №22)
-участвуют в эвристической беседе и самостоятельно называют механизмы защиты.
-решают задачи правовой тематики (Приложение. Задание №4)
Решение задач
Рефлексия
Учитель возвращает учащихся к первому слайду и просит внести изменения, дополнения по теме «собственность» (слайд №23; 24)
Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение.
Домашнее задание
Учебник «Право» Глава 2.; эссе по теме.
Использование учителями деятельностных методов обучения и технологии развития критического мышления имеет значение для:
развития у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных универсальных учебных действий;формирования экономической и правовой компетенции выпускников школы - нового поколения гражданского открытого общества: толерантного, мобильного, критически осмысляющего перемены.
Литература:
Конституция Российской ФедерацииГражданский Кодекс Российской ФедерацииОбществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др., Просвещение , 2009 .Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., дораб. и доп./ Г.Э.Королева, Т.В.Бурмистрова.-М.: Вентана-Граф, 2012.Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ -2011- М.: АСТ: Астрель; Владимир, 2011.Липсиц И.В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», учебник для учащихся 7-8 классов М., Вита- пресс.2004 г.Заиченко Н.А.. Опорный конспект школьника по экономике. Пособие для учителя. М., Вита- пресс.2004 г.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Профильный уровень образования. Книга2. Право и экономика. М., Вита-Пресс, 2008.Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий. Справочник заместителя директора школы. №9, 2012 г., с.34-37http://www.refcity.ru/content/22189.html Современные педагогические технологии