Игра как основа формирования предпосылок, способствующих развитию толерантности и социального равенства у школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 110
  • Скачиваний: 10

Тема: « Игра и игровые приёмы как эффективное средство воздействия на познавательную деятельность учащихся младших классов» всегда имела первостепенное значение на заседаниях ШМО учителей начальных классов. Ежегодно педагоги начальной школы демонстрируют своё мастерство на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, и игра как средство активизации познавательной деятельности занимает ведущее место.  Почему?

Потому что, у детей с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается очень медленно и с определёнными трудностями. Отношение к учебе связано, прежде всего,  с диагнозом, а значит с эмоциональной неустойчивостью, настроением, которое часто меняется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, сменой обстановки в коллективе, степенью контроля со стороны учителя, со здоровьем ученика, с его семейными ситуациями и т.д.

Традиционные уроки им часто не интересны и малоэффективны. Наиболее удачным и действенным методом в работе с учащимися является игра.

Играэто естественная для ребёнка гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Чему учит игра? Терпению, выдержке, коллективизму, дисциплине, формирует характер, уверенность в себе, учит быть самокритичным, развивает лидерские качества, а застенчивым помогает проявить себя.

В настоящее время в Российской Федерации получило широкое распространение интегрированное, инклюзивное обучение, т.е. совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нормально развивающимися детьми. Возрастает повышение научного и общественного интереса в стране к проблеме толерантного отношения к детям–инвалидам в период дошкольного и школьного возраста. Это движение основано на идее Л.С. Выготского. Он считал, что в коррекционном учебно-воспитательном процессе приходиться иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Идеи Л.С. Выготского успешно реализуются в Западной Европе и США, а в настоящее время активно воплощаются и в России.

В современном словаре «толерантность» переводится как терпимость к другим взглядам, нравам и  привычкам. Она необходима по отношению к особенностям разных народов, наций и различий. Толерантность – это моральное чувство, выражающееся в стремлении достичь взаимного внимания, понимания и согласованности разных интересов без применения давления с помощью методов убеждения и разъяснения. Воспитание толерантности связано с приобщением ребёнка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпению, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду.

Понятия интеграция и толерантность взаимосвязаны. Этот процесс уже происходит в детских дошкольных учреждениях, создаются группы:

  •         с нормально – развивающимися детьми,
  •         группы комбинированной направленности,
  •         группы  обучения детей с нарушением умственного развития.

Вместе с тем поспешное широкое внедрение подобной интеграции, попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с нарушением развития возможности получать адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально – культурном развитии.

И всё равно надо двигаться в новом направлении. Это интегрирование начала учитель русского языка и литературы Петрова А.Д. Её поездка с учащимися в Тюбукскую коррекционную школу, а затем приезд старшеклассников к нам на большой игровой фестиваль и явилось тем мостом дружбы и сотрудничества под названием толерантность.  Этот праздник был очень интересным, поэтому появилось желание провести математический КВН. Гостями были  ребята 2 класса школы № 29 вместе с учителем Чухаревой Лидией Ивановной.  Сценарий и оборудование готовила учитель Еремеева Н.П.,  оформление зала воспитатель Пучкова Л.Г,  презентацию -  учитель математики, завуч Сысолятина Э.В. Составляя сценарий, Наталья Петровна продумывала задания таким образом, чтобы они  не были примитивны  для учеников школы № 29 и доступны учащимся коррекционной  школы. Команды состязались в остроумии, находчивости, внимательности. Участники инсценировали задачи–шутки, проявляли ловкость и сноровку в коллективных играх, считали вместе со сказочными героями в рубрике « Сорока на хвосте принесла», решали геометрические кроссворды, угадывали количество конфет в пакетах. КВН понравился не только детям, но и гостям – членам жюри. Школьники так разыгрались вместе, что не чувствовали различий между собой. На прощание учащиеся 29 школы спросили: « Когда мы ещё встретимся?» Наталья Петровна ответила: « Когда что-нибудь придумаю!» Такие встречи нужны и полезны. Ребята не только думали, они играли, пели, веселились, общались. Значит, игра как основа толерантных отношений сыграла свою важную роль.

Закончить сообщение хочется стихотворением Б.Заходера:

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем – то
Не очень дружны,
Мы всё – таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним  покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Спасибо за внимание!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: