Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 113
  • Скачиваний: 15

Статья  «Игра как метод

экологического воспитания детей дошкольного возраста»

 

Францева Светлана Петровна, воспитатель

ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»

Западно-Казахстанская область

 

                                 "Игра - это фантастический мир,   освобожденный от

                деспотизма  и подавления взрослых, мир открытия вытесненных

                желаний, мир реализации нереализуемого"

А.С. Спиваковская

     

      Экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине - основа воспитания любви к Отечеству. Поэтому важно с раннего детства научить ребёнка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.

       В дошкольном возрасте игра  является ведущим видом деятельности, поэтому ребёнок познаёт окружающий мир через игру. С.Н. Николаева даёт следующее определение: «Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен».

     Считаю, что решая программные задачи по экологическому воспитанию, на занятии с детьми недостаточно времени отводится игре. В игре  ребёнку  предоставляется возможность  решить  множество  проблем без  утомления, перенапряжения,  эмоциональных  срывов. Всё  происходит  легко, естественно, с удовольствием, а  главное, в ситуации  повышенного  интереса  и   радостного  возбуждения.

    Поэтому работу по теме творческого поиска «Формирование экологических представлений через развивающие игры»  я провожу  на основании использования развивающих игр   с   целью осуществления интеллектуального, нравственного и  физического развития дошкольников, формирования у детей позитивного опыта во взаимодействии с окружающим миром, представлений об окружающем мире, об экологии родного края.

    На основании проведенного обследования я пришла к выводу, что необходимо проводить с детьми индивидуальные и совместные игры по экологии с целью развития  у каждого ребенка умения сосредотачиваться, не отвлекаться, играть одному. Для этого необходимо было  создать предпосылки для проведения совместных детских игр, в которых бы решались задачи формирования экологической культуры дошкольников.  

    Моя задача заключалась в том, чтобы «погрузить» детей в деятельность, создавая благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного содержания».

  Согласно выявленных показателей, мною были подобраны развивающие игры и составлено перспективное планирование, которое  было составлено с учетом:

- возрастных особенностей детей; адаптированностью материала к возрасту; последовательностью материала от простого к сложному; многократное повторение усвоенных игр и упражнений;  особенностей мышления детей; создание благоприятной среды для усвоения знаний об экологии родного края.

    В своей работе я использую следующие виды игр, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическим воспитанием:

-сюжетно-подвижные игры;

-дидактические игры;

-словесно-дидактические игры,

-загадки-описания;

-игрушки-аналоги;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры - драматизации.

     Эти игры во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе.

      Одним из  важнейших условий  решения  задач   экологического  образования  является  организация  развивающей  предметной  среды. Важно, чтобы она  стала  развивающей, то  есть  обеспечивала  развитие  активной  самостоятельной  детской  деятельности.

     С этой целью в детском саду создана Экологическая комната,          которая  создаёт  особую,  неповторимую  обстановку, вызывает  положительные  эмоции,  помогает  расслабиться,  отдохнуть   и в то же время делает  очень  привлекательной  для  ребят  любую  деятельность  в  помещении.

   Задачи экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста решаются в  играх,  в  Экологической  комнате: через эксперименты, различные опыты, ухода за цветами и животными, чтение и рассматривание художественной литературы, прослушивание аудиозаписей со звуками живой природы, экологические  занятия, самостоятельные  наблюдения, знакомства с коллекциями природного  материала.

    Без тесного экологического  взаимодействия с социумом, совместной работы родителей и педагогов  невозможно заложить фундамент экологического воспитания наших детей.  Поэтому работу по экологическому воспитанию с родителями я  строю  через различные формы и методы:  КВН, викторины, совместные походы за пределы участка, участие в различных конкурсах и выставках, например, «Лучшая поделка из природного материала», «Цветочная композиция», «Дары осени», «Игры, сделанные руками родителей», конкурс плакатов «Берегите природу», «Берегите воду», «День Земли», анкетирование  по экологическому воспитанию, родительские собрания «Развивающие игры по экологии своими руками», «Любовь к природе зарождается в детстве».

    Я убеждена в том, что через игры необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в них для себя что-то новое, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

      Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуют активному развитию у детей таких качеств, как  доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: