«Город мастеров» изучение темы «Биоценозы» в 7 классе
Автор: Писаренко Надежда Ивановна,
учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Разговор о биоценозах начинается с самого первого года изучения биологии. Еще не зная этого понятия, школьники знакомятся с конкретными примерами природных биоценозов. К моменту изучения данной темы в 7 классе учащиеся уже знакомы с некоторыми экологическими понятиями; они знают, что такое экологические факторы, какие отношения могут складываться между организмами. Эти знания являются базой для более подробного изучения вопроса. Но, тем не менее, тема «Биоценозы», сложна для восприятия семиклассниками. Однако автор статьи нашел свой подход к изложению данного материала в 7 классе, который и предлагается читателю.
Разговор начинается с формулирования определения: «Биоценоз — это совокупность совместно обитающих и взаимодействующих популяций животных, растений, грибов и микроорганизмов». Определение подкрепляется конкретными примерами. Речь идет о популяциях, населяющих еловый лес, болото, озеро; о том, как эти популяции взаимодействуют друг с другом.
Затем формулируется главный вопрос, на который мы будем пытаться найти ответ: «Почему в лесах одного и того же типа, выросших за тысячу километров друг от друга, встречается сходный набор видов растений и животных? Ведь эти леса явно выросли независимо друг от друга; их обитатели никогда не контактировали».
Для ответа на этот вопрос забудем на минуту лес и перенесемся в средневековый город. Представители, каких профессий там живут?
Ученики называют кузнецов, горшечников, портных, сапожников, купцов, врачей и др. Нетрудно понять, что люди разных профессий, живущие в одном городе, формируют сеть взаимных услуг. Если исчезнут сапожники, жители будут ходить босиком, без помощи врачей люди будут страдать от болезней, увеличится смертность, т.е. весь набор профессионалов совместно воспроизводит условия для нормальной жизни города.
Точно так же и в биоценозе: длительная совместная жизнь многих популяций связана с сетью взаимных услуг, в результате оказания которых воспроизводятся условия для совместного длительного сосуществования.
И город, и биоценоз формируются стихийно. В город случайно попадают разные люди: кто-то уезжает, а кто-то приживается. Также и в биоценозе: на территорию, им занятую, попадают семена различных растений, появляются разные животные. Какие именно — дело случая. Одни из них гибнут, другие — уходят, а третьи — приживаются. Приживаются, естественно, те, кто вписывается в сеть взаимных услуг.
Однако между механизмами формирования города и биоценоза есть существенная разница. Сапожник поселится в городе, если на его изделия будет спрос, т.е. будут люди, готовые купить сапоги и уплатить деньги. А новый вид вселится в биоценоз, если для него будет предложение, т.е. набор ресурсов, в которых вид нуждается. Эта мысль записывается на доске и в тетрадях.
Далее школьникам задается весьма коварный вопрос: «Представители, каких профессий, не оказывающих полезных услуг, вселяются в город, так же как виды вселяются в биоценоз?»
Найти правильный ответ трудно, ибо представителей искомой профессии нельзя причислить к людям, зарабатывающим хлеб насущный честным трудом. Речь идет ... о ворах. Поселяясь в городе, воры не предлагают горожанам каких-либо товаров или услуг. Они просто берут то, что плохо лежит.
Каким образом развивается сеть взаимных услуг в городе, понятно. Честный человек может добыть кусок хлеба, лишь производя нечто, что находит спрос. А зачем вселившемуся в биоценоз вору нужно помогать другим видам? Он и не помогает, а просто паразитирует в обществе. Правда, в процессе своей жизни он может производить то, что заинтересует другие виды. Вернемся к природе. Например, дятел каждый год долбит новое дупло. А брошенные им дупла заселяются синицами, мухоловками и прочей пернатой мелочью. Дятел не стремится оказывать услуги мухоловкам; последние просто пользуются побочным продуктом жизнедеятельности дятла.
Записывается следующая мысль: для вселения в биоценоз нужно не умение оказывать услуги, а умение услугами пользоваться.
Иными словами, в биоценоз вселяется тот вид, для которого жизнедеятельность уже вселившихся видов является набором услуг. Количество таких видов, способных закрепиться в складывающемся биоценозе, невелико. Да к тому же их количество уменьшается из-за межвидовой конкуренции.
Таким образом, путем проб и ошибок формируется стабильный видовой состав биоценоза, практически одинаковый на разных территориях, удаленных друг от друга, но испытывающих влияние одинаковых абиотических факторов.
Биоценоз формируется постепенно. Вначале это почти случайный набор видов, выросших на пустом месте (например, на пожарище). В этом наборе преобладают виды, способные быстро наращивать численность и не нуждающиеся в специфических услугах со стороны других видов. Но постепенно картина меняется. Вселяются и закрепляются виды, зависящие от биологического окружения; виды, не способные использовать чужую помощь, вытесняются. Видовая структура постепенно становится все более жесткой и однозначной. Биоценоз созревает, или, как принято говорить в экологии, идет сукцессия.
Учащиеся записывают следующие понятия:
1. Сукцессия — процесс постепенного закономерного изменения видового состава биоценоза.
2. Климаксный биоценоз — биоценоз, в котором завершилась сукцессия и установились стабильный видовой состав и стабильное соотношение численности видов. Такой биоценоз далее существенно не меняется. После более или менее длительного периода стабильного существования его может ждать гибель от внешней причины, например от пожара, после чего все начинается снова.
Таким образом, изучая тему «Биоценозы», учащиеся должны понять следующее:
1.Биоценозы формируются стихийно.
2. Биоценозы формируются путем проб и ошибок: на территории формирующегося биоценоза случайно попадают самые разные растения и животные. Одни из них приживаются и начинают размножаться, а другие гибнут или уходят.
3. Несмотря на стихийность формирования биоценоза, в конце концов, в нем образуется стабильный и заранее предсказуемый набор видов.
4. Сеть взаимных услуг в биоценозе формируется под предложение, а не под спрос.
5. Биоценоз постепенно изменяется. Эти изменения заканчиваются климаксным состоянием.
Перечисленные выше положения являют собой основу биоценологии. Если ученик твердо их усвоил, учитель может быть доволен; задача выполнена.