Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 120
  • Скачиваний: 13

Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики

Татаринова Ксения Игоревна

студентка 4 курса

специальность 44.02.02

ГАПОУ СО НТПК №1

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение примеров устных и письменных вычислений. Формирование у младших школьников вычислительных умений и навыков в настоящее время является одной из главных задач в дальнейшем обучении в старших классах, но и в практической деятельности.

В век компьютерных технологий значимость вычислительных навыков, в большей степени уменьшилась. Использование электронно-вычислительных машин во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, и не всегда предоставляется возможность. Следовательно, уметь безошибочно осуществлять вычисления необходимо ученикам как для последующей работы с числами, так и в окружающем их социуме.

Навыки формируются при помощи целенаправленных упражнений и определённых приёмов занимательной математики. Для того, чтобы сформировался вычислительный навык нужно несколько раз повторить действия для сознательного запоминания. Многократное решение заданий, способствует пониманию алгоритма вычислительного приёма, но в то же время, младшим школьникам тяжело длительное время концентрироваться на информации и у них возникает усталость при работе.

На качество вычислительных умений влияют в первую очередь знания правил и алгоритмов. Поэтому для успешного формирования вычислительных умений необходимо: доступность правил и принципы его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений.

Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются практически бесконтрольно. Такая степень овладения умениями может быть достигнута только в условиях целенаправленного формирования вычислительного навыка. Данные навыки и умения у младшего школьника будут сформированы значительно быстрее при понимании сути вычислений и их особенностей [5].

Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математики, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приёмов вычислений. Последнее становиться возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающих из них действий.

Таким образом, на успешное формирование вычислительных навыков и умений оказывает влияние множество факторов. Психологические факторы имеют огромное значение в процессе формирования. А именно, произвольность познавательных процессов, к которым относятся внимание, восприятие, память, речь, мышление. А также наличие волевых качеств, таких как целеустремлённость, сознательность, ответственность [2].

У младших школьников в большей степени не достаточно развито восприятие, появляется это в отсутствии системности и плавности внимания, ребёнок не способен самостоятельно анализировать и оценивать деятельность. Дети испытывают большие трудности в выделение главного от второстепенного. Именно поэтому нужно учить детей выполнять действия в определённой последовательности, учить расставлять приоритеты.

В младшем школьном возрасте внимание становиться произвольным. При формировании вычислительных навыков необходимо устойчивость внимания на определённом виде деятельности, а также объём и хорошее умение переключать его с одного вида деятельности на другой. Поэтому необходимо заинтересовать младших школьников на уроках, приводить доступные примеры и таким образом он будет концентрироваться на заданной теме и её усвоение изучаемого материала будет успешнее.

Что же касается памяти, можно сказать, что она проявляется в младшем школьном возрасте в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что было ранее воспринято. Необходимо развивать у детей долговременную память, потому что именно она отвечает за длительность и прочность сохранения воспринятой информации.

Действующие на сегодняшний день программы по математике обеспечивают достаточный уровень формирования вычислительных навыков школьников. Изучение вычислительного приёма происходит после того, как школьники усвоят его теоретическую основу, определение арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них. Причём в каждом конкретном случае учащиеся осознают тот факт использования соответствующих теоретических положений.

Учебники математики ориентированы на общие вычислительные навыки, и учитель может легко обучить алгоритму вычислений. Но в учебниках, к сожалению, нет «отработки частных способов вычислений», равно как нет и общих способов [3].

Отмечается ухудшение качества вычислений учащихся. Особенно пострадала культура устного счёта. Стремление учителей изменить ситуацию приводить к тому, что один учитель использует в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, другой – нацелен на формирование вычислительных навыков. Другие учителя увеличивают объём домашних заданий. Это приводит к перегрузке школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к изучаемому предмету.

Перечень основных типов заданий:

  • Задания на сравнение.

Очень продуктивным, при формировании вычислительных навыков, является метод наблюдения. Полученные так знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются.

  • Задания на классификацию и систематизацию знаний.

Главное в заданиях на систематизацию – умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие.

  • Задания на выявление общего и различного.

Основная характеристика данных заданий это выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений. Вследствие решений, ученики сами находят математические свойства и правила.

  • Задания с многократными решениями.

Благодаря данной системе упражнений, можно усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на основе изложенного правила.

  • Задания с элементами занимательной математики.

Они направлены на выработку и закрепление вычислительных навыков. Такие задания мотивируют и заинтересовывают учащихся.

В традиционной системе обучения существует противоречие между разнообразием методов и приёмов формирования вычислительных навыков. Данное противоречие требует от учителя поиска новых эффективных подходов к организации процесса. Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приёмы и формы, например, устный счёт, игры «Быстрый счётчик», «Математическое домино», «Магический квадрат» [1].

Современные уроки математики должны учить ребёнка грамотно рассуждать, научить приводить аргументы. По-новому демонстрировать методические приёмы формирования вычислительных навыков у младших школьников, а также   предлагать детям для изучения и закрепления материала разнообразные репродуктивные и творческие задания, которые будут способствовать более эффективному и осознанному формированию вычислительных навыков.

Литература

1. Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5

2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1965. – 316 с.

3. Клецкина А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 2001. — 20 с.

4. Мельникова Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.- №18.- С. 9-14

5.Пышкало А.М. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро,– М.: Педагогика, 1977. – 248 с.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: