Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе с применением компьютерных программ
Одной из основных целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках. Развитие личности младшего школьника происходит именно через формирование универсальных учебных действий. «Универсальные учебные действия-это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться самостоятельно строить свою жизнь». Целью развития УУД является овладение школьниками учебными действиями, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию путем осознанного понимания своего собственного нового социального опыта.
В настоящее время психологи, учителя и методисты пришли к выводу, что детей как можно раньше надо обучать речи на иностранном языке, совершенно не достаточно знать теорию языка, поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем два важных аспекта. Первый аспект-как процесс обучения говорению, аудированию, чтению и письму на иностранном языке влияет на коммуникативные универсальные учебные действия. И второй аспект-как использование обучающих компьютерных программ влияет на процесс обучения говорению и аудированию, чтению и письму.
Под коммуникативными действиями вслед за А. Г. Асмоловым мы понимаем социальность компетентность ребенка: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, и все это невозможно без умения говорить, слушать и понимать собеседника.
Кроме того, к коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функций участников, способ взаимодействия;
- постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Уроки английского языка формируют коммуникативные учебные действия, так как на уроках школьники учатся:
- говорить и поддерживать беседу;
- понимать, о чем идет беседа (аудирование), и задавать вопросы, переспрашивать;
- вести диалог на бытовые темы;
- описывать объекты реальной действительности и пересказывать;
- сообщать краткие сведения о себе;
- писать по образцу краткие тексты или письмо.
В настоящее время существует большое количество компьютерных программ, предназначенных для использования при обучении иностранному языку. И перед современным преподавателем встает вопрос, какой программный продукт наиболее продуктивен при обучении. С развитие компьютерных технологий появились новые методики обучения иностранным языкам, как с преподавателем, так и индивидуально. Более того, Интернет еще больше увеличил аудиторию, которая пользуется компьютерными программами для изучения иностранного языка, так как он открыл доступ к описанию такого рода программ.
Для данной работы мы выбрали следующие компьютерные программы:
- диск-приложение к курсу «English Word 1»;
- интерактивная детская обучающая программа «Tilly’s World Fun 1»;
- интерактивный курс «Interactive Genki English»;
- аудиокнига «Английский для детей. Слушай и изучай».
- Диск-приложение к курсу «English World 1» является интерактивным приложением к одноименному курсу. Характерной особенностью данного курса являются субтитры к текстам, которые озвучены носителями языка. Более того, данный курс разделен на разделы, каждый из которых включает в себя новые слова и диалог, упражнения по грамматике, упражнения по фонетике и написание сочинения. Все задания и кнопки управления на английском языке.
- Интерактивная детская обучающая программа «Tilly’s World Fun 1» представляет собой сборник простых детских игр на английском языке для отработки слов и развития внимательности. Также данная программа снабжена словарем «Tilly’s World Fun 1», озвучена носителями языка и направлена на изучение только слов из различных предложенных тем. Все задания и кнопки управления на английском языке.
- Интерактивный курс «Interactive Genki English»-это программа, включающая в себя различные игры, отработку выражений, пение песен. Все задания и кнопки управления на английском языке. К нему также прилагается диск для учителей, в котором рассказывается, как следует проводить урок.
- Аудиокнига «Английский для детей. Слушай и изучай» является лингафонным курсом и рассчитана на восприятие на слух. В данном курсе предлагается устно усвоить грамматику английского языка. Объяснения и кнопки управления на русском языке. Не имеет словаря и субтитров.
Все, кроме последней программы, представлены в игровой форме с подсказками и визуальными эффектами. Благодаря всем четырем программам, ученик может овладеть разными навыками, такими как говорение, письмо и аудирование. Причем программы «English World 1» и «Interactive Genki English» предназначены для работы а преподавателем, хотя могут быть использованы и для самостоятельного использования.
Изучив вышеперечисленные компьютерные программы, мы пришли к выводу, что использование компьютерных обучающих программ может существенно облегчить труд учителя. Более того, контроль над успеваемостью может выполняться в некоторых случаях компьютерной программой.
Сфера применения компьютерных программ при обучении иностранному языку, довольно высока. Они могут использоваться для повышения уровня или изучения с самого начала таких навыков, как аудирование, говорение, чтение, письмо. Причем компьютерные программы могут быть полезны при изучении английского языка как самостоятельно, так и с преподавателем.
Таким образом, изученные нами программы соответствуют требованиям ФГОС, по которым строится процесс обучения английскому языку в начальной школе, и помогают формированию следующих навыков:
- общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
- применения правил речевого и неречевого поведения;
- дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Кроме того, благодаря наличию в обучающих компьютерных программах всевозможных мультимедийных объектов (песенки, мультики и т. д.), они помогают освоению начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширению лингвистического кругозора и так далее.
Литература
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /Бурменская Г. В, Володарская И. А. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Павловская И. Ю., Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология. Издание 2-ое, исправленное и дополненное – СПб,: Филологический факультет СПбГУ, 2007 г. – 194 с.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).
- Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс/под редакцией М. Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. – 96 с.