Формирование УУД на интегрированном уроке русского языка и литературы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 133
  • Скачиваний: 5

План выступления:

  1. Про семинар и погружение
  2. Возможности формирования УУД на интегрированных уроках
  3. Урок и формирование УУД на нём.

1. Погружение – это специальная организация концентрации внимания и усилий (исследовательской направленности) группы людей на проблеме, решение которой достигается посредством интеграции индивидуальной и коллективной форм работы на основе внутренних мотивационных состояниях.

Технология погружения это один из способов реализации компетентностного подхода.

Система «погружений» создает условия для максимального включения школьников и педагогов в продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы.

2. Современное образование переживает период перехода к деятельностному обучению, в процессе которого формируется личность, способная  к самореализации и самоопределению. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к получению знаний.

Наиболее эффективной формой проведения урока, на наш взгляд, является интеграция.

Идея интегрированного обучения заключена в высказывании Яна Амоса Коменского «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников.

Учебную деятельность  в соответствии с новыми  стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий (УУД).

Мы пришли к выводу, что именно интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные  УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательно найдут практическое применение в области других наук.

При этом формируются  следующие виды УУД:

Познавательные УУД

  • Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями.
  • Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
  • Выдвигают  гипотезы и их обосновывают.

Регулятивные УУД

  • Планирование, контроль.

Коммуникативные

  • Умеют слушать и слышать друг друга.
  • Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.
  • Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
  • Учатся владеть монологической и диалогической речью.

Личностные УУД

  • Ценностный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

3. Обратимся к конкретному примеру интеграции на уроке по рассказу Юрия Коваля.

Уже на этапе мотивации с целью интеграции литературы и музыки, было предложено прослушать запись со звуками водной стихии на фоне классической композиции Петра Ильича Чайковского «Времена года - Октябрь: Осенняя песнь».

Ещё Лев Толстой замечал, что «(музыкальное искусство) по своему свойству имеет непосредственное физиологическое воздействие на нервы» (Л. Толстой. Литература, искусство. Цель слушания - расширение переживаний и формирование  мировоззрения школьника. Это одна из методик музыкотерапии.

После прослушивания обучающимся было предложено отразить впечатления от услышанного во внешней речи, что нацелено на формирование личностных УУД. А именно:

  • самообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.

Музыка является средством пропедевтики, лечения и реабилитации соматических и психических заболеваний детей, помогает снять стресс (Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова, В.М. Бехтерев, И.М. Догель). Тем важнее было использовать ее именно на этапе мотивации.

Данный этап работал на формирование познавательных УУД: умение решать проблемы или задачи, Установление отношений между услышанным музыкальным отрывком и вопросом или заданием, Проведение сравнения между вопросом или заданием и услышанным музыкальным материалом.

На этапе целеполагания, когда обучающиеся определяют тему и цели урока, в бОльшей степени формируются регулятивные УУД. Например, К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

На этапе пробного учебного действия формировалось наибольшее количество УУД. При работе с пометами, которые ученики сделали самостоятельно (! – важно для понимания идеи рассказа; "+" – мне это знакомо, "-" – это требует дополнительного объяснения), и когда ребята составляли кластер ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ В РАССКАЗЕ по сделанным пометам.

Так, познавательные УУД и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников: Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний ков информации для поиска нового знания;

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД: - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
  • Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Личностные УУД:  Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
  • При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Учиться критично относиться к собственному мнению.

На этапе построения проекта предлагалась групповая форма работы, проявилась наибольшая интеграция русского языка и литературы. Так, разным группам нужно было раскрасить разными цветами эпитеты, олицетворения и слова с корнем вод-.

Здесь приоритет отдавался, в основном, коммуникативным УУД: Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

В заключительной части урока детьми проводился эксперимент, где предлагалось выпить немного воды, так, как это делает героиня рассказа, т.е. с закрытыми глазами. Цель эксперимента – поиск ответа на вопрос о целительных свойствах воды.

На данном этапе формировались познавательные (устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов), регулятивные (проверять озвученные истины путем эксперимента) и личностные (учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; сопереживания в радостях и в бедах героям литературного произведения) УУД.

В заключение следует заметить, всё – таки основным средством формирования УУД является учебное задание (например, постановка проблемного вопроса) и учебная ситуация. С помощью интеграции возможна такая организация учебной деятельности, которая инициирует самостоятельную деятельность учащихся.

Особенно продуктивным интегрированное обучение становится через погружение.

ВЫВОДЫ: Результаты   проявляются в развитии креативного мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

Конечный результат технологии интегрированного урока при погружении -  Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

  1. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Ростов- на-Дону: «Учитель», 2003.
  2. Бакулина Ю. Б. Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы [Текст] / Ю. Б. Бакулина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 395-396.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: