Формирование и совершенствование двигательных навыков как необходимое условие достижения музыкально-художественного результата - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 106
  • Скачиваний: 10

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АСТРАХАН Е.К.

С УЧЕНИКОМ 4 КЛАССА

ТЕМА: “Формирование и совершенствование двигательных навыков как необходимое условие достижения музыкально-художественного результата”.

ЦЕЛЬ: Овладение целесообразными для определенного вида работы игровыми движениями, позволяющими преодолевать специфические фактурные трудности. Слуховое внимание как действенное средство контроля технической работы.

ЗАДАЧИ: Практика использования рациональных приемов фортепианной игры, обусловленных характером музыки и в тем контекстом, в котором они употребляются.

ХОД УРОКА

3 мин. – Вступительное слово: значение и особенности технического воспитания в пианистическом становлении младших школьников. Взаимосвязь налаживания игровых движений и ощущений и звукового результата. Представление программы урока.

7 мин. – Исполнение учеником упражнений Ш. Ганона в спокойном темпе. Целеполагание работы: ритмичность звучания; единство активных пальцев и свободных, не теряющих опоры рук; объединительные движения кисти; мелодическое членение материала. Эффективность индивидуального подбора упражнений.

13 мин. – Исполнение Этюда ор. 88 № 17 Г. Беренса. Основное назначение изучения этюдов на мелкую технику. Особенности игры небольших групп нот на инерционном движении в быстром темпе. Принцип осмысления пассажей мелодически. Применение метода технической группировки. Двигательное «качество» первых пальцев, влияющее на ровность и силу звучания. Проигрывание этюда целиком, оформленное динамически, с правильной фразировкой.

15 мин. – Исполнение Сонатины а-moll Д. Кабалевского. Драматургия произведения, его образная система. Принцип выстраивания интонационно-динамического плана всех реплик речитативной мелодики. «Дыхание» рук и грамотные мышечные ощущения в пунктирном ритме. Музыкально-смысловое единство произведения, обусловленное, в том числе, двигательными особенностями. Итоговое проигрывание с учетом предварительной проработки.

2 мин. – Обобщение результатов представленного урока.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА – 40 МИНУТ

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Проблема формирования и совершенствования двигательных навыков является одной из основных в плане пианистического воспитания младших школьников. Она затрагивает стороны технической оснащенности, физического (а, следовательно, и психо-эмоционального) комфорта, так как в ее основе лежит поиск рационального движения рук и пальцев, их естественного весового ощущения. Вместе с тем необходимо помнить, что техника – это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание через умение слышать звуковой результат.

Уже первоначальное проигрывание упражнений Ш. Ганона (выбор  строго индивидуален, так как должен эффективно решать вопрос преодоления разных технических трудностей у разных учеников) позволяет четко обосновать необходимость их применения в практической работе.

Цель игры упражнений на глубоком legato, в спокойном темпе, с активным слуховым контролем – осмысленность исполнения, выразительное ритмическое звучание, использование правильного объединительного движения кисти, налаживание оптимального контакта кончиков пальцев и всей руки с клавиатурой.

Следует обратить внимание на то, что при перемещении пальцев в расходящемся движении рука как бы постепенно входит в клавишу, удобно располагаясь по всей ее длине, «выращивая» плотность звучания от сильного пальца к слабому.

Рекомендуется также применять метод мелодического членения пассажей, позволяющего хорошо «приладить» пальцы к клавиатуре и грамотно интонировать каждый мотив.

Выбор Этюда ор. 88 № 17 Беренса на мелкую технику обусловлен стремлением педагога развить силу и независимость пальцев ученика (что не исключает участия всей руки в игровом процессе), чистоту и отчетливость исполнения в быстром темпе.

Здесь тоже группа звуков берется единым движением руки, но степень ее погруженности в клавиши становится меньше; пальцы же, играя от пястья, переступают легко, без усилий; звучание приобретает звонкость и ясность.

Часто употребляемый в мотивах, основанных на инерционном движении, первый палец должен перемещаться, как и все остальные, вертикально,  – это обеспечит равномерность чередования звуков во времени.

Чтобы избежать трескучего, формального звучания, ученику рекомендовано пытаться осмыслить пассажи мелодически: интонационно-динамическому центру каждого мотива соответствует центр физического нажима (работу следует проводить в медленном темпе).

Также важным представляется применение метода технической группировки в разучивании длинных построений, так как перегруппировка нот для более удобного исполнения пассажей помогает в то же время выявлению наиболее выразительных их интонаций.

В средней части этюда широкий распевный интервал следует играть объемным движением всей руки и «берущими», с широкими подушечками пальцами, добиваясь мягкого, глубокого звучания.

Завершающее исполнение продемонстрировало важность технической проработки этюда, напрямую влияющей на решение звуковых задач.

Особенность драматургии Сонатины a-moll Кабалевского обусловлена прежде всего противопоставлением и в то же время единством двух характеров: активного, динамичного, порывистого в главной партии и более трепетного, выжидательного – в побочной.

Мелодика обеих партий речитативна, поэтому здесь важно, в первую очередь, в каждой реплике (она может соответствовать и мотиву, и фразе) найти музыкальное ощущение интонационного центра и соответствующее ему физическое ощущение весового нажима, что способствует яркости и содержательности исполнения.

Технологически мелодическая группа берется на одном движении, на одном «дыхании» руки.

Метроритмической основой мелодии является пунктирный ритм, при игре которого короткий звук должен быть легким, не сильным, а длинный – по возможности сильным. Важно, что в момент взятия длинного звука рука должна мгновенно принять свободное, спокойное положение. Прием нуждается в тщательной отработке, так как неумелое исполнение пунктирного ритма в мелодиях часто приводит к нарушению их плавности, связности. Здесь больше, чем где-либо, важна слуховая требовательность учащегося, его стремление исполнить мелодию выразительно.

Также необходимо контролировать мышечные ощущения, не допускать зажатости, научиться отдыхать во время игры, осуществляя принцип экономии действий рук и пальцевых движений.

В течение всего урока с учеником велась целенаправленная работа, позволявшая обеспечить взаимосвязь технологически точного и художественно-выразительного исполнения.

В заключение педагог обобщил результаты работы, еще раз подчеркнув, что поиск рациональных приемов фортепианной игры неуклонно ведет к пониманию и воплощению содержания музыки, а в конечном итоге – к успешному музыкально-эстетическому воспитанию учащихся в широком смысле.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: