ФГОС и оценка качества - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 141
  • Скачиваний: 14

Оценка качества образования в условиях введения ФГОС

З.В.Бикмурзина

МАОУ Тисульская СОШ№1

СП Серебряковская ООШ

Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования не является новой. Однако введение ФГОС требует новых подходов к оценке качества. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС; что предполагает оценка качества образования? Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками. Просто знания, умения и навыки перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).

Что предполагает оценка качества образования? Оценка – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий заданным основными эталонами. Что меняется в оценке качества образования с введением ФГОС? Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Система оценки качества начального общего образования – это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку общеобразовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Основные пользователи результатов системы оценки качества начального общего образования:

  • · обучающиеся и их родители (законные представители);
  • · администрация школы, учредитель;
  • · совет школы;
  • · общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
  • · качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям,
  • · оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Целями системы оценки качества начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • · оценка результатов деятельности учреждения и педагогических работников для получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности школы;
  • · оценка промежуточных и итоговых образовательных достижений обучающихся на ступени начального общего образования.

Для оценки предметных результатов рекомендуется использовать такой показатель как качество и динамика обученности. В СП Серебряковская ООШ предметные результаты отслеживаются через показатели текущего оценивания, отражающие динамику индивидуальных достижений обучающихся, продвижение и достижение планируемых результатов, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных, предметных способов, действий; результаты внеучебных достижений.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов. Для оценки метапредметных образовательных результатов рекомендуется использовать такие показатели как уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления); уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные, логические умения и другие); уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие).В качестве критериальной основы метапредметных результатов рекомендуется использовать уровневые шкалы успешности. При оценке метапредметных результатов также можно использовать: контрольные работы по предметам; оценку конкретного вида УУД; комплексные задания на межпредметной основе; совместные работы на общий результат.

Личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдений, получением информации от семьи. Для критериальной оценкой личностных результатов используются различные уровневые шкалы. Оценивается учебно-познавательная мотивация обучающихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность обучающихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории обучения и развития. При этом уровень развития, воспитания и культуры учащегося проявляется как непосредственно на уроке, так и во внеклассной и внешкольной деятельности, особенно в деятельности носящей социальный характер, направленный на помощь другим людям, на охрану окружающей природной среды.

С введением стандартов появилась необходимость выстраивания целостной системы проведения мониторинга качества образования. Особенность мониторинга: использование унифицированных показателей для объективности оценки результатов разных ОУ; участие в мониторинге социальных партнеров для обеспечения прозрачности результатов; полнота информации для принятия управленческих решений; оценка промежуточных и конечных результатов для выявления динамики обучающихся и эффективности управления; вариативность для обеспечения гибкости мониторинга. Инновационными чертами мониторинга также являются оценка методом «сложения» всех результатов, уровневый подход в инструментарии и представляемых результатах;  формирование накопительной оценки.

Все полученные результаты фиксируются и позволяют распределить обучающихся каждого класса по предметам, уровням усвоения материала, и учебной мотивации, сформированности УУД и т.д. Эта информация является важной, так как она помогает педагогам, ученикам и родителям видеть как динамику продвижения, так и затруднения, над которыми следует работать. Понимание и интерпретация результатов поможет педагогам осуществлять более эффективное педагогическое сопровождение. Кроме того, результаты дадут информацию о результативности работы самого педагога, что позволят простроить его индивидуальный маршрут профессионального развития.

Типология уроков по ФГОС позволяет педагогу работать в определенной схеме-алгоритме, но дает широкий спектр для проявления творчества и педагогического мастерства при наполнении каждого этапа урока конкретным содержанием и видами деятельности.

Стандарт также предусматривает два уровня результатов,  что должно найти отражение в деятельности обучающихся на уроке. Таким образом, актуальным становится составление технологической карты урока, включающей все выше названные аспекты. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Качество образования в школе – это соотношение цели и результата при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне. 

Литература:

  1. 1. Ковалева, Г. С. и др. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации / Г.С. Ковалева // М, С-П: Просвещение, 2014г.

2.Кожекина, Т. В..Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы / Т.В. Кожекина // М: УЦ Перспектива, 2009.

  1. 3. Чуракова, Р. Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г.Чуракова // М: Академкнига/Учебник, 2012.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: