В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.
В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности.
Помимо того, что с детьми используют разнообразные сюжетно-ролевые игры, с использованием игровых обучающих ситуаций, очень часто педагоги прибегают к играм с правилами, к которым относится и дидактическая игра.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Дидактическая игра имеет большую роль в закреплении знаний о природе, полученных детьми на занятиях. Четкое разъяснение педагогом правил дидактических игр, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.
Разнообразные словесно-дидактические игры могут раскрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют
достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, внимание, быстроту реакции.
В своей практике я использую различные дидактические игры. Например, «Закончи предложение» - педагог говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому, что .... », «Птицы могут летать, потому, что .... », «Пингвин – это птица, потому, что ... » и т.д. Так же интересными являются словесные дидактические игры типа «Загадки-описания» - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
К дидактическим играм относят также и настольно-печатные игры. Они отличаются от словесных игр тем, что могут проводиться без участия педагога, после того, как дети усвоили правила игры. Настольно-печатные игры в большей степени заинтересовывают детей тем, что они позволяют им оперировать различными предметами, использовать наглядные пособия и рисунки-карточки, например «Зоологическое лото», «Зоопарк», «Овощи и фрукты», «Вокруг света» и т.д. В этих играх ребята работают как в одиночку, так и могут работать небольшими подгруппами, реализовывая дидактическую цель.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Для каждого возраста - своя игра. Если младшему ребенку дать сложную игру, он не справится и у него пропадет охота когда-либо возвращаться к подобным занятиям, и наоборот, если старшему предложить игру с наименьшими требованиями и затратами в умственном решении дидактической цели, он также откажется, она ему стане неинтересной.
Очень важно, чтобы педагог правильно подобрал дидактические игры и организовал работу детей.
Вручается
Выступление из опыта работы на тему:
«Дидактическая игра – как метод экологического образования детей»
Подготовила: воспитатель группы №6
Нигматуллина Р.Р.