Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.
В настоящее время развитие исследовательских умений у младших школьников является довольно актуальной темой. Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем; формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать ещё в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребёнка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для её реализации.
В младшем возрасте легче всего включить ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечёт за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Давнo выясненo, чтo каждый ребёнoк oт природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребёнком представления об окружающем мире. Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало. Необходимо применять к обучающимся исследовательский метод обучения. Сам по себе такой метод привлекает учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Не менее важным является диагностирование исследовательских умений младшего школьника. Учитель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат, на те умения которые прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования.
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
А чтобы узнать результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать плюсы и минусы каждого метода, использовать различные методы в совокупности.
Актуальность развития исследовательских умений младших школьников связана с тем, что современное общество требует людей способных саморазвитию и самосовершенствованию, а чтобы получить такое поколение лучше всего закладывать интерес к изучению в раннем сознательном возрасте. Именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка.
Исследовательские умения - сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретённых умений.
Учебно-исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Исследовательскую деятельность можно использовать на абсолютно разных учебных предметах. Конечно, урок окружающего мира предоставляет обучающимся гораздо больше выбора и интереса, нежели любая другая дисциплина.
Курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе и позволяет обучающимся развить не только свои исследовательские умения, но также попробовать себя в разных видах творческой деятельности.
Но даже, не смотря на то, какой познавательный предмет и как много возможностей он даёт, мотивация и интерес ребёнка к изучению создаёт педагог. По-скольку именно учитель в начальной школе является авторитетом для своих обучающихся, то именно с него они будут брать пример и считать, что он во всем прав. Поэтому необходимо создавать педагогические условия в классе.
Педагогические условия являются важной частью всего процесса обучения. Именно с помощью них чаще всего происходит мотивация обучающихся получать новые знания и саморазвиваться.
Библиографический список.
Агафонова Г. Н., Малюкина В. В., Базарова Л. П., Погребная О. В. Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 169-171.
Вострецова В.П. Развитие исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс] - URL:https://interactive-plus.ru/e-articles/193/Action193-15278.pdf (дата обращения: 13.04.2017)
Исследовательские умения в развитий младших школьников [Электронный ресурс] - URL:http://studopedia.su/20_47895_issledovatelskie-umeniya-v-razvitii-lichnosti-mladshih-shkolnikov.html
Килина И.В. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] - URL:http://www.scienceforum.ru/2013/171/5628
Котова С.В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира в развивающей системе обучения В.Занкова [Электронный ресурс] - URL:http://lib.convdocs.org/docs/index-60182.html
Мизерива О.А. Развитие творческого потенциала на уроках окружающего мира[Электронный ресурс] - URL:https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-i-okruzhayuschego-mira-1532338.html
Национальная Педагогическая Энциклопедия [Электронный ресурс] - URL:http://didacts.ru/termin/issledovatelskie-umenija.html
Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 358-361.
Педагогические условия[Электронный ресурс] - URL:http://opredelim.com/
Психолого-педагогические особенности формирования навыков исследовательской деятельности у младших школьников [Электронный ресурс] - URL:https://infourok.ru/psihologopedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-navikov-issledovatelskoy-deyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-1167612.html