«Применение здоровьесберегающих технологий в специальных классах»
Сундетбаева Н.С. учитель специального класса
ГУ «ОСЩ № 3 г. Жезказган»
Карагандинская обл. Республика Казахстан
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
· в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
· в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
· в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
· в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье.
Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, по мнению современных ученых, это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».
Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:
· физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке:
· пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;
· артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения;
· гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения;
· дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;
· релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;
· гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
«Технологии обучения здоровому образу жизни»:
· урок физкультуры – организованная форма обучения 2 раза в неделю;
· урок ЛФК – система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;
· точечный массаж – проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;
· коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
«Коррекционные технологии»:
· технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;
· сказкотерапия – используют для психологической и терапевтической помощи;
· технология коррекции поведения – игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;
· психогимнастика – упражнения по специальным методикам;
· речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.
При комплексном использовании различных технологий можно добиться хороших результатов в повышении мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
Необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, не ограничивали двигательную активность детей, вызывали положительные эмоции, хорошее настроение. К этой работе нужно привлекать и родителей класса. На родительском собрании проводятся беседы и практические занятия по обучению приемам формирования здорового образа жизни. Таким образом, детям и родителям даются конкретные рекомендации по сохранению здоровья, пользоваться ими. То выбирая здоровый образ жизни - они будут жить долго и счастливо.