Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного
отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.
Для приобщения детей к природе я использую постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью.
Процесс приобщения к природе осуществляется в игровой форме, эмоционально, вызывает у детей радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов.
Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом я обращаю внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Помогаю детям увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, дети постепенно учатся отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое нуждается в «лечении».
В детском саду есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Мы наблюдаем за жизнью рыбки в воде, за её поведением многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Я поясняю детям, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Постепенно во время коротких живых наблюдений дети учатся замечать особенности живых объектов, у них появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за всё живое.
Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.