В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже ее простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Особенностью обучения в инновационных школах является достаточно большой (по сравнению со средней школой) объем того материала, с которым учащиеся работают на занятиях. На подробную запись часто не хватает времени, возникают затруднения при записи лексического и грамматического материала на уроках.
Таким образом, актуальным является умение представить материал в схематической, графической форме. Схемы, таблицы и графики систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет учащемуся лучше классифицировать и воспринимать представленную информацию. Сам процесс построения графиков, схем и таблиц формирует умение анализировать материал. Вместе с тем достаточно полезным в методическом плане может стать и сам процесс графической организации материала.
Одним из самых эффективных способов представления этой информации является денотатный граф. Практическое применение данного метода на уроках английского языка позволяет учащимся более вдумчиво работать с текстом, вычленяя основные понятия и выявляя их все основные признаки. При этом развивается умение самостоятельно, на основе информации из текста, давать определения основных понятий.
Денотатный граф (от лат. denote — обозначаю и греч. grapho — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Используя метод сплошной выборки, описательный, компонентный, структурный методы, рассмотрим принципы построения денотатного графа:
1. выделение ключевого слова или словосочетания;
2. чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно
существительное или группа существительных в сочетании с
другими именными частями речи; глагол выражает динамику
мысли, движение от понятия к его существенному признаку);
3. точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его
существенный признак (глаголы, обозначающие цель; глаголы, обозначающие процесс достижения результата; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия);
4. дробление ключевого слова при построении графа на слова-«веточки»;
5. соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым понятием из текста.
Как правило, ключевая позиция представляется в образе, так как образ – это наиболее яркое и глубокое выражение любого мыслительного содержания. Однако образ может иметь несколько интерпретаций. Поэтому необходима систематизация и оформление мыслительного содержания.
А теперь представим пример денотатного графа «интерпретация текста»
с учетом речевой, языковой коммуникации и авторского отношения.
Интерпретация текста
Таким образом, под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос).
Следует отметить, работа учащихся по составлению денотатного графа может осуществляться как на этапе вызова (в этом случае в схему войдут их представления), так и на этапе рефлексии после работы с текстом. При этом, построение графа может осуществляться индивидуально, в парах или группах, а также совместно с преподавателем. В случае, если работа осуществляется самостоятельно, преподаватель может проверить не только правильность, полноту, логическую структуру графа, но и выявить, почему именно данные слова стали компонентами графа, с чем связана определенная последовательность глаголов или существительных в созданной схеме, побеседовать о том, каким образом учащиеся работали по ее созданию, насколько, при этом, была важна главная идея текста.
Новизна этого приема заключается в том, что информация, извлекаемая из прочитанного (исходного) текста, анализируется и воспринимается учащимися сравнительно легко, а также является основой для построения нового (вторичного) текста. Заметим, что к одному тексту может быть составлен не один граф: к каждой проблеме составляется отдельное изображение.
Таким образом, метод денотатного графа, который содержит упорядоченную информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель. Применяя данный метод на уроках английского языка, учащиеся соотносят в единую схему “компоненты формы произведения” (язык произведения, композиция) и “компоненты содержания произведения” (тематика, аргументация). Лингвистическая компетенция (опознавать, анализировать и оценивать языковые факты, группировать и классифицировать языковой материал) и коммуникативная компетенция (умение проводить языковой анализ текста, пересказывать, создавать тексты) проверяются при тестировании на экзамене по английскому языку. Очевидно, что нужна целенаправленная работа в этом направлении с использованием различных приемов работы с текстом.
Отметим, что использование метода денотатного графа способствует развитию критического мышления у учащихся, которое включает в себя: определение сильных сторон мыслительного содержания, выявление слабых сторон, поиск выхода из трудных ситуаций.