Любая деятельность человека, в том числе и учебная, проходит под влиянием ряда факторов, главным из которых являются потребности – мотивы.
Основной чисто человеческой потребностью является познавательная.
Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспособиться к их возможностям и потребностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут дать максимальный учебно-воспитательный эффект.
Мы стоим перед фактом, что после основной школы познавательная мотивация у учащихся падает. Многолетний опыт работы это подтверждает, поэтому основная цель преподавателей – повышение познавательной активности учащихся, развитие творческой, инициативной и мобильной личности на уроках и во внеклассной работе на основе использования инновационных педагогических технологий.
Для повышения познавательной активности учащихся современная педагогика предлагает следующие основные мотивы учения:
непосредственные мотивы учения – связаны с живым естественным интересом к самому процессу обучения: интересный учебный материал, интересная книга, интересное ведение занятий педагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремление самостоятельно достигнуть поставленную цель, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и т.п.;
опосредованные мотивы учения – косвенно способствуют удовлетворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией, общественное мнение, в том числе товарищей по учебе, особенно при бригадной организации учебного процесса, стремление к самоутверждению, желание найти свое место в коллективе и т.п.
«Интерес» и «интересно» - однокоренные слова. Поэтому учащимся будем интересно учиться, если их заинтересовать Чем? Для этого есть много возможностей, проблема в том, что мы не всегда их используем или не знаем, как это сделать.
Педагогика предлагает следующие способы мотивации учения:
- убеждение учащихся в практической необходимости изучаемого;
- эмоциональное воздействие , создание ситуации занимательности;
- экскурсы в историю предмета;
- создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения;
- вовлечение учащихся в дискуссию по изучаемому материалу;
- стимулирование новых достижений;
- объективность контроля и оценки;
- гласность и перспективность оценки учебных достижений учащихся.
В практической деятельности педагога очень важным моментом является начало урока. Первые 3-5 минут урока можно посвятить сообщению или беседе, размышлениям о необычных явлениях, ситуациях, относящихся к вашему предмету. Можно также начать урок с необычного, проблемного вопроса, т.е. методически грамотно организовать «вход в урок». Например,
- на уроке литературы: «На какой вопрос никто и никогда не ответит: «Да»? (на вопрос: «Вы спите?»);
- на уроке астрономии: «В астрономической обсерватории ведут поиск новых и сверхновых звезд. Для этого ежедневно фотографируют один и тот же участок неба. И хотя он невелик, на нем в телескоп видно несколько десятков тысяч звезд. Как среди них обнаружить новую звезду, которой еще вчера не было?
(На позитив (белые точки звезд на черном фоне) накладывают вчерашний негатив (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды, кроме новой, которой вчера не было, совпадут и не будут видны); - на уроке русского языка: «Найдите общее окончание для всех последующих слов: гл…, дл..., ос…, ш…, т..., м..., в... (глина, длина, осина, шина, тина, мина, вина)
- на уроке физики: «На улице идет дождь. В каком случае ведро, стоящее в кузове грузового автомобиля наполнится быстрее водой: когда автомобиль движется или когда он стоит?» («Одинаково»)
- на уроке математике: «До каких пор заяц бежит в лес?» (До середины, дальше он бежит из леса).
- на уроке физики: «В какую погоду образовались сосульки: в оттепель или в мороз? Если в оттепель, то как могла замерзнуть вода при температуре больше 0? Если в мороз, то откуда могла взяться вода на крыше?»
(Чтобы могли образоваться ледяные сосульки, нужно в одно и то же время иметь две температуры: для таяния – выше нуля и для замерзания ниже нуля. На самом так и есть: снег на крыше тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля, а стекающие капли воды замерзают у края крыши, так как здесь температура ниже нуля).
Одним из способов мотивации учения является эмоциональное воздействие, создание ситуации занимательности. Эмоциональной настрой вызывают и оформление кабинета, эпиграф к уроку на доске, иллюстрации, выставки книг, музыкальные заставки и т.д.
Например, кисть рябины, которая прошла красной нитью через все творчество М.Цветаевой, гитара на уроке при изучении темы «Авторские песни». Иногда урок можно начать с необычного названия урока («Мальчик с Божедомки» о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского) и чтения стихов ( Р.Рождественский «Две страны» при изучении темы по истории «Тоталитаризм в СССР»).
При изучении темы «Сталинградская битва» создать эмоциональный настрой помогают фотографии и документальные материалы.
Одним из способов мотивации учения является создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения.
Проблемная ситуация – это создание обстановки, в которой у учащихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление противоречия, заложенного в проблемной задаче.
Самостоятельное решение задачи становится маленьким открытием для учащегося, у него появляется чувство удовлетворения, вера в свои силы.
Например, на уроке физики «Индукционный ток и условия его возникновения» преподаватель, чтобы включить учащихся в размышления, ставит перед ними провокационный вопрос: «Можно ли получить электрический ток в цепи с катушкой, если в ней нет источника тока?»
На уроке литературы при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» преподаватель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления?»
Проблемные вопросы и ситуации позволяют развивать мыслительную деятельность учащихся на уроках истории и обществознания. Можно привести такие проблемные вопросы: «Если бы Россия победила в русско-японской войне, произошла бы в ней революции 1905-1907 гг?», «М.С.Горбачев хотел начать строить социализм «с человеческим лицом», сохраняя при этом руководящую роль КПСС. Как известно из этого ничего не вышло. Почему в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в Китае при коммунистах они продолжаются и довольно успешно?», « Как вы думаете, почему легче любить все человечество, чем соседа по квартире?», «Многопартийность – это благо или зло для общества?», «Согласны ли вы, что для достижения высокой политической цели можно использовать любые средства?»
При изучении новой темы учащиеся должны сознавать также практическую необходимость изучаемого. Например, на уроке физике учащиеся получают задание: «Имея два гальванометра и соединительные провода, получите и зарегистрируйте электрический ток» или «Железный стержень с полостью в некотором месте. Как обнаружить эту полость (дефект), если у нас есть намагничивающая катушка и катушка, соединенная с гальванометром?»
Таким образом, чтобы поддержать интерес учащихся к теме урока, необходимо использовать различные формы и методы организации основной части урока по изучению нового материала, закреплению и повторению. Для этого в арсенале педагога имеется достаточно большой набор средств:
- активные формы и методы обучения;
- разнообразие структур урока;
- современные педагогические технологии.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские; научно разрабатывать и практически обосновывать новые идеи и технологии. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Только педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений.