Что знаем и хотим узнать про весну. Встречаем перелётных птиц. |
Цели:
- активизация словарного запаса детей по теме: «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа.
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизация словаря по теме, закрепление названия перелетных птиц, их птенцов, весенних примет (капель, ледоход, проталины, первоцветы), употребления обобщающих слов (перелетные, зимующие).
- развитие навыка словообразования
- формирование грамматического строя речи: употребление существительных в родительном падеже, употребление в речи предлогов НА, С, ИЗ, ПОД, В, ОТ, К, опираясь на пиктограммы.
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений
- составление описательного рассказа о весне, используя приемы мнемотехники.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие внимания, памяти, элементов логического мышления
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка)
- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Оборудование: картинки-символы для описания весны, картинки-символы – признаки птиц, индивидуальные карточки для игры «Четвертый лишний», картина «Дерево», картинки с изображением перелетных птиц, дерево, гнездо, птицы, яйца, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет», разные по размеру птички для самооценки в конце занятия.
Ход НОД.
Лог. Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
Лог. — О каком времени года говорится в стихотворение? (О весне)
- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, весёлая, радостная, цветущая, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, яркая, поющая, ласковая, долгожданная и т.д.) Каждый ребенок, произнося слово-признак, приклеивает цветочек на лист со словом ВЕСНА. Таким образом, видно наглядно результат их работы, а весна стала красивой от наших комплиментов.
- Как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май)
- Сейчас какой по счету месяц?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску).
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Лог: — А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
(Выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка и т.д.)
- Что общее есть у всех птиц? (Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.
Лог: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
1. Дидактическая игра «Кого не стало?»
Лог: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам, работают в парах, проверяют друг друга)
Ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
Аист, жаворонок, лебедь, дятел.
Кукушка, аист, сорока, скворец.
Физминутка:
- Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся, потянулся.
И головкой покивал, и хвостиком повилял.
(пальчиковая зарядка)
- Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи… Червячка скорей неси.
- Мама с папой закружили, угощение тащили.
Червячок, блоха и мошка, кушай, кушай, наша крошка
- Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.
Лог: – Почему перелётных птиц так называют?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Лог: – Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.
Лог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Лог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Лог: А где птицы строят гнезда?
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске картина дерева с гнездами, дуплом, скворечником, рядом с которыми сделаны прорези, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы).
Лог: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?
Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребенок совмещает соответствующие картинки).
Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.
Это грач. Грачиное гнездо на дереве.
Это кукушка. У кукушки нет гнезда.
Это соловей. Соловьиное гнездо на земле.
Это ласточка. Ласточкиное гнездо под крышей.
Ребята! Одна птица здесь лишняя.
Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.
Лог: У меня есть еще одна картинка, отвечайте на мои вопросы полным предложением.
Работа с картинкой «Дерево»
- какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
- какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
- какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
- что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
- что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
- что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
- что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
- где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
- где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)
Лог: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: — Чья вы семья? (Есть картинки подсказки) Кто вы в каждой семье?
Логопед помогает дать образец ответа… Мы семья грачей. Я — мама-грачиха, я – папа- грач, я – птенец — грачонок.
(Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди, соловьи, гуси, журавли, кукушки).
Логопед: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Физминутка
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
Цель игры: уметь быть внимательным к командам логопеда, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: бейджики с изображением птиц, обручи 5 штук.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе логопеда подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
Лог: — У меня еще есть волшебные картинки – помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.
Перед детьми выставляются объекты для манипуляций: дерево, гнездо, птицы, яйца.
(Дети выбирают по одной картинке – схеме предлогов НА, С, К, ОТ, НАД, ПОД, ИЗ и выполняют действия)
Дети: Птица села на дерево.
В гнезде лежат яйца.
Птица улетает от гнезда.
Птица летит к гнезду.
Птица слетает с ветки.
Птица летает над деревом.
Птица гуляет под деревом.
Яйцо упало из гнезда.
Птица сидит на яйцах.
Птица свила гнездо на дереве.
Лог: Вы отлично справились с заданием.
Лог: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.
(Дети составляют предложения по картинкам – символам, предлагаю их в случае затруднения).
Дети: — Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Весной в лесу не надо шуметь, чтобы не пугать птиц, насиживающих яйца.
Подведение итога: О ком говорили на занятии? Что отличает их от зимующих птиц? Какие заботы у птиц весной? Что понравилось на занятии больше всего?
Возьмите маленькую птичку те, кому было трудно сегодня и не интересно. Среднюю птичку те, кому было не очень трудно, но интересно. Большую птичку берут те, кому было интересно и легко.
Используемые ресурсы
Идея игры «Где птица свила гнездо», физминутка про птенчика, игра «Птичья семья»,
Стих о весне и самооценка в конце занятия.