Анализ занятия по шахматам - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 194
  • Скачиваний: 4

Как провести анализ занятия

  1. I.Краткий оценочный анализэто общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
  2. II. Системный анализэто рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

III. Полный анализэто система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность занятия.

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Цель, задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.
  2. 2. Готовность тренера-преподавателя и учащихся к занятию, оборудование, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние учебного помещения и т.д.
  3. 3. Организационная структура: тип занятия, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов занятия, дозировка времени, соответствие этапов занятия характеру познавательной деятельности учащихся.
  4. 4. Содержание занятия: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
  5. 5. Методическое обеспечение занятия:

Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на занятии.

Методика проведения различных частей занятия.

– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на занятии;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

  1. 6. Поведение и деятельность учащихся на занятии:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к тренеру-прподавателю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

  1. 7. Характеристика деловых качеств тренера-преподавателя: уровень научных знаний, подготовленность к занятию; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на занятии; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь; взаимоотношения тренера-преподавателя с группой и отдельными учащимися, авторитет тренера-преподавателя.
  2. 8. Общие результаты занятия:

выполнение плана занятия; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей занятия; общая оценка занятия, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

  1. IV. Структурный (поэтапный) анализэто выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Тип и структура занятия:

– тип, структура занятия, его место в системе занятий по теме;
– тема, цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.

  1. 2. Содержание и методика повторения учебного материала:

– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость группы;
– объективность оценки, аргументация отметки.

  1. 3. Работа над новым учебным материалом:

– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам занятия.

  1. 4. Методы обучения:

– оснащенность занятия наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

  1. 5. Усвоение нового материала:

– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.

  1. 6. Задание на дом:

– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.

  1. 7. Характер деятельности тренера-преподавателя:

– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь тренера-преподавателя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

  1. 8. Результаты занятия:

– подведение итога занятия;
– выполнение намеченного плана занятия;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей занятия;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.

  1. V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу.

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами занятия: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового материала, на закрепление или домашнее задание.
  2. 2. Рациональность каждого из структурных элементов занятия: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.
  3. 3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов занятия: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) занятия это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов занятия, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.
  4. 4. Качественное использование времени на отдельные элементы занятия: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работала при этом группа, сколько времени говорил тренер-прподаватель.
  5. 5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.
  6. 6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
  7. VI.   Анализ воспитательной направленности занятия

Это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.
  2. 2. Дополнение учебного материала историческими фактами.
  3. 3. Формирование мировоззрения на занятии.
  4. 4. Формирование нравственных качеств личности.
  5. 5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.
  6. 6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.
  7. 7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.
  8. 8. Влияние личности тренера-преподавателя.
  9. 9. Характер деятельности и общения учащихся на занятия.
  10. 10. Резервы повышения воспитательных возможностей занятия.

VII. Комбинированный анализ

Это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов.

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Организация урока: организационная четкость занятия; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к занятия; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы занятия.
  2. 2. Личностные качества тренера-преподавателя: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.
  3. 3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели занятия; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.
  4. 4. Эффективность воспитательной деятельности тренера-преподавателя: нравственная направленность занятия; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.
  5. 5. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.

VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Своевременность явки тренера-преподавателя на занятие.
  2. 2. Готовность к началу занятия.
  3. 3. Санитарное состояние кабинета и личная гигиена учащихся.
  4. 4. Организация кабинета.
  5. 5. Подробный анализ проверки домашнего задания.
  6. 6. Методы и дидактические приемы использованные тренером-преподавателем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.
  7. 7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.
  8. 8. Качество знаний учащихся.
  9. 9. Способ активизация класса во время проверки знаний, умений и навыков.
  10. 10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.
  11. 11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала тренером-преподавателем; использованные методы и их соответствие задачам занятия; использованные средства обучения, их целесообразность.
  12. 12. Реализация тренером-преподавателем в ходе всего занятия принципов дидактики.
  13. 13. Использованные приемы тренером-преподавателем для активизации мыслительной работы учащихся.
  14. 14. Анализ последнего этапа занятия: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания занятия.
  15. 15. Реализация учителем в ходе занятия воспитательных задач.
  16. 16. Педагогическое поведение тренера-преподавателя на занятии.
  17. 17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в группе.
  18. 18. Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
  19. 19. Самообладание и педагогический такт.
  20. 20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.

IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Примерная схема анализа занятия

  1. 1. Организация познавательной деятельности учащихся:

– Как на занятии создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)

Как добивался тренер-преподаватель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

– Как тренер-преподаватель использовал в своей работе убеждение, внушение?
– Как добивался тренер-преподаватель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал тренер-преподаватель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на занятии?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на занятии?
– Какие формы работы использовал тренер-преподаватель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

  1. 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на занятии в процессе формирования знаний и умений:

– Как тренер-преподаватель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов тренер-преподаватель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался тренер-преподаватель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил тренер-преподаватель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал тренер-преподаватель на занятии и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на занятии осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

  1. 3. Личностный подход к деятельности учащихся на занятии:

– Какие чувства детей проявились на занятии, и чем они были вызваны?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на занятии?
– В какие моменты занятия наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?

  1. 4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на занятии; особенности самоорганизации тренера-преподавателя: его подготовленность к занятию, рабочее самочувствие в начале занятия и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на занятии, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт тренера-преподавателя; психологический климат в группе.

Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Примерная схема анализа занятия проблемного типа

  1. 1. Готовность тренера-преподавателя и учащихся к занятию (внешняя).
  2. 2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к занятию.
  3. 3. Организационные действия тренера-преподавателя (при необходимости).
  4. 4. Планирование тренером-преподавателем и сообщение учащимся задач занятия.
  5. 5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.
  6. 6. Использованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).
  7. 7. Применение проблемных методов.
  8. 8. Соотношение деятельности тренера-преподавателя и деятельности учащихся.
  9. 9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.
  10. 10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.
  11. 11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.
  12. 12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
  13. 13. Владение способами создания проблемных ситуаций.
  14. 14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.
  15. 15. Использование учебника (задачника), соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.
  16. 16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.
  17. 17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.
  18. 18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.
  19. 19. Умение учащихся осуществлять логические операции.
  20. 20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе занятия (что это доказывает).
  21. 21. Затруднения, возникшие у всей группы, у отдельных школьников. Причины и способы решения.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: