Как провести анализ занятия
- I.Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
- II. Системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
III. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность занятия.
Примерная схема анализа занятия
- 1. Цель, задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.
- 2. Готовность тренера-преподавателя и учащихся к занятию, оборудование, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние учебного помещения и т.д.
- 3. Организационная структура: тип занятия, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов занятия, дозировка времени, соответствие этапов занятия характеру познавательной деятельности учащихся.
- 4. Содержание занятия: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
- 5. Методическое обеспечение занятия:
Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на занятии.
Методика проведения различных частей занятия.
– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на занятии;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.
- 6. Поведение и деятельность учащихся на занятии:
– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к тренеру-прподавателю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).
- 7. Характеристика деловых качеств тренера-преподавателя: уровень научных знаний, подготовленность к занятию; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на занятии; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь; взаимоотношения тренера-преподавателя с группой и отдельными учащимися, авторитет тренера-преподавателя.
- 8. Общие результаты занятия:
выполнение плана занятия; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей занятия; общая оценка занятия, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.
- IV. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.
Примерная схема анализа занятия
- 1. Тип и структура занятия:
– тип, структура занятия, его место в системе занятий по теме;
– тема, цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.
- 2. Содержание и методика повторения учебного материала:
– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость группы;
– объективность оценки, аргументация отметки.
- 3. Работа над новым учебным материалом:
– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам занятия.
- 4. Методы обучения:
– оснащенность занятия наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
- 5. Усвоение нового материала:
– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.
- 6. Задание на дом:
– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.
- 7. Характер деятельности тренера-преподавателя:
– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь тренера-преподавателя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
- 8. Результаты занятия:
– подведение итога занятия;
– выполнение намеченного плана занятия;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей занятия;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.
- V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу.
Примерная схема анализа занятия
- 1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами занятия: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового материала, на закрепление или домашнее задание.
- 2. Рациональность каждого из структурных элементов занятия: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.
- 3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов занятия: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) занятия это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов занятия, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.
- 4. Качественное использование времени на отдельные элементы занятия: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работала при этом группа, сколько времени говорил тренер-прподаватель.
- 5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.
- 6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
- VI. Анализ воспитательной направленности занятия
Это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.
Примерная схема анализа занятия
- 1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.
- 2. Дополнение учебного материала историческими фактами.
- 3. Формирование мировоззрения на занятии.
- 4. Формирование нравственных качеств личности.
- 5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.
- 6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.
- 7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.
- 8. Влияние личности тренера-преподавателя.
- 9. Характер деятельности и общения учащихся на занятия.
- 10. Резервы повышения воспитательных возможностей занятия.
VII. Комбинированный анализ
Это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов.
Примерная схема анализа занятия
- 1. Организация урока: организационная четкость занятия; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к занятия; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы занятия.
- 2. Личностные качества тренера-преподавателя: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.
- 3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели занятия; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.
- 4. Эффективность воспитательной деятельности тренера-преподавателя: нравственная направленность занятия; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.
- 5. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.
VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).
Примерная схема анализа занятия
- 1. Своевременность явки тренера-преподавателя на занятие.
- 2. Готовность к началу занятия.
- 3. Санитарное состояние кабинета и личная гигиена учащихся.
- 4. Организация кабинета.
- 5. Подробный анализ проверки домашнего задания.
- 6. Методы и дидактические приемы использованные тренером-преподавателем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.
- 7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.
- 8. Качество знаний учащихся.
- 9. Способ активизация класса во время проверки знаний, умений и навыков.
- 10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.
- 11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала тренером-преподавателем; использованные методы и их соответствие задачам занятия; использованные средства обучения, их целесообразность.
- 12. Реализация тренером-преподавателем в ходе всего занятия принципов дидактики.
- 13. Использованные приемы тренером-преподавателем для активизации мыслительной работы учащихся.
- 14. Анализ последнего этапа занятия: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания занятия.
- 15. Реализация учителем в ходе занятия воспитательных задач.
- 16. Педагогическое поведение тренера-преподавателя на занятии.
- 17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в группе.
- 18. Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
- 19. Самообладание и педагогический такт.
- 20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.
IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Примерная схема анализа занятия
- 1. Организация познавательной деятельности учащихся:
– Как на занятии создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)
Как добивался тренер-преподаватель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?
– Как тренер-преподаватель использовал в своей работе убеждение, внушение?
– Как добивался тренер-преподаватель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал тренер-преподаватель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на занятии?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на занятии?
– Какие формы работы использовал тренер-преподаватель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?
- 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на занятии в процессе формирования знаний и умений:
– Как тренер-преподаватель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов тренер-преподаватель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался тренер-преподаватель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил тренер-преподаватель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал тренер-преподаватель на занятии и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на занятии осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?
- 3. Личностный подход к деятельности учащихся на занятии:
– Какие чувства детей проявились на занятии, и чем они были вызваны?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на занятии?
– В какие моменты занятия наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?
- 4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на занятии; особенности самоорганизации тренера-преподавателя: его подготовленность к занятию, рабочее самочувствие в начале занятия и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на занятии, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт тренера-преподавателя; психологический климат в группе.
Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).
Примерная схема анализа занятия проблемного типа
- 1. Готовность тренера-преподавателя и учащихся к занятию (внешняя).
- 2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к занятию.
- 3. Организационные действия тренера-преподавателя (при необходимости).
- 4. Планирование тренером-преподавателем и сообщение учащимся задач занятия.
- 5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.
- 6. Использованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).
- 7. Применение проблемных методов.
- 8. Соотношение деятельности тренера-преподавателя и деятельности учащихся.
- 9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.
- 10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.
- 11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.
- 12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
- 13. Владение способами создания проблемных ситуаций.
- 14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.
- 15. Использование учебника (задачника), соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.
- 16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.
- 17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.
- 18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.
- 19. Умение учащихся осуществлять логические операции.
- 20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе занятия (что это доказывает).
- 21. Затруднения, возникшие у всей группы, у отдельных школьников. Причины и способы решения.