АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Чижевский В.В.
Сегодня перед педагогическими работниками, а особенно перед учителями физической культуры, стоит очень важная задача - не только подготовить квалифицированных рабочих, служащих, специалистов, но и научить их быть здоровым, способствовать формированию у них осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Это является одним из важнейших направлений, внедряемых новых государственных образовательных стандартов. В связи с этим, предпринятое нами исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения.
Анализ состояния здоровья учащейся молодежи свидетельствует о росте заболеваемости студентов. Такая динамика состояния здоровья - результат длительного воздействия неблагоприятных (военных, послевоенных) социально-экономических и экологических факторов.
В средних общеобразовательных учреждениях дисциплина «Физическая культура» является базовой областью образования. Образовательная область "физическая культура" призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. По нашему мнению, именно в этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение. Физическая культура, по сути, – единственная образовательная область, оказывающая непосредственное (а не опосредованное!) влияние на формирование здоровья подрастающего поколения.
Сегодня общество предъявляет новые требования к выпускнику средней общеобразовательной школы. Данные обстоятельства заставляют перестраивать традиционные системы образования и переходить на новые технологии. В физическом воспитании сегодня наиболее востребованы инновационные технологии здоровьеформирующей направленности [4, с. 37].
Неудовлетворительный уровень физического состояния учащихся, и прежде всего первокурсников, ставит перед специалистами необходимость уделять основное внимание не только спортивно-тренировочной, но и физкультурно-оздоровительной работе с ними. В ученической среде наблюдается неудовлетворенность содержанием занятиями физической культурой, что негативно сказывается на уровне физической подготовленности и состояния здоровья [3, с.17-18].
В связи с этим является актуальным поиск эффективных путей оздоровления студентов, повышения уровня их физического развития и подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни и практическая их реализация в учебном процессе. Одним из наиболее приемлемых путей решения этой проблемы предлагается разнообразить учебный процесс внедрением различных фитнес - программ. В учебном процессе по физическому воспитанию общеобразовательных школ, фитнес-культура может быть представлена такими видами, как классическая аэробика, танцевальная аэробика, фитбол-аэробика, степ-аэробика, силовые направления, пилатес, и др. Стремление учащихся к достижению красивого и гармоничного телосложения заложено в основу фитнес-программ. Систематические занятия фитнесом позволяют: справиться с требованиями интенсивной учебной деятельности без чрезмерного напряжения за счет расширения резервов адаптации организма к стресс-факторам; нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть физическое напряжение и различные стрессы, что, в конечном счете, повышает творческую активность студентов, их работоспособность и положительно сказывается на эффективности учебных занятий, а также формирует и совершенствует физические качества и жизненно важные умения и навыки; повышать расход энергии, компенсируя избыток питания, тем самым, помогая контролировать вес и бороться с ожирением, снизить риск заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца [1, с.21].
Танцевальная аэробика представляет собой разновидность так называемой «низкоударной аэробики» средней интенсивности. Она не предполагает, что при выполнении упражнений будет использоваться специальное оборудование. Как и классическая аэробика, танцевальная аэробика отлично способствует похудению, тренировке выносливости, развивает координацию, чувство ритма и способность красиво двигаться.
Степ-аэробика - это фитнес-программа с использованием небольшой платформы. Ее высота составляет от 15 до 25 см. Танцевальные движения сочетаются с подъемами на платформу и спусками с нее, переходами и перепрыгиваниями через платформу[2, с.7].
Упражнения системы пилатес специально разработаны для восстановления естественных изгибов позвоночника и перебалансировки мышц вокруг суставов. Целью тренировок пилатес является развитие глубоко лежащих мышечных волокон, эластичности связок, подвижности суставов, выносливости и контроля дыхания. При этом главное отличие пилатеса от других видов фитнеса - минимальный риск травм и негативных реакций организма.
Стретчинг - это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Основной задачей стретчинга являются плавное растягивание и постепенное укрепление мышц тела. При этом происходит здоровое кровоснабжение, предпосылки для роста мышечной ткани, которая вытесняет жировую прослойку. Стретчинг широко применяется в качестве реабилитационной программы после различных травм. Занятия позволят предотвратить растяжения мышц, сухожилий и связок, способствуют скорейшему восстановлению мышц после нагрузок, улучшают снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Главный эффект стретчинга – расслабление [2, с.21].
Функциональная тренировка - одно из максимально эффективных направлений в фитнесе. Это умение пользоваться своим телом, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию. Функциональная тренировка готовит наш организм к многосуставным сложным движениям. В тренировку включаются самые различные сочетания движений, которые и нагружают мышцы и в необходимой пропорции растягивают сухожилия, укрепляя суставной аппарат. Это прекрасная тренировка на снижение веса, развитие выносливости сердечно-сосудистой системы и улучшение «композиции тела». Функциональная тренировка нацелена на развитие глубоколежащих мышц-стабилизаторов, большинство из которых мы не можем контролировать сознательно. В формировании готовности студентов к здоровому образу жизни мы и видим роль образовательных программ, содержащих перечисленные выше виды двигательной активности, которые способствовали бы формированию у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье.
Список литературы
- Алаева Л. С. Основы организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике : учеб. пособие / Л. С. Алаева. – Омск, 2007. – 68 с.
- Бабешко О.П. Сучасні фізкультурно-оздоровчі технології у фізичному вихованні школярів. /О.П.Бабешко. - Луганськ: СПД Резніков В.С., 2009. -224с
- Миловидов В. К. Методы самоконтроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся различными видами оздоровительной аэробики : учеб. пособие / В. К. Миловидов. – Челябинск, 2006. – 140 с.
- Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры /В. Н. Селуянов. – М., 2001. – 169 с