Активные и интерактивные методы обучения
на уроках музыки в начальной школе
«Музыкальное творчество детей –
самый действенный способ их развития»
Б. В. Асафьев
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. В Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации.
Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
Учащиеся не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования активных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха. Как ее создать?
Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах).
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, высокий уровень активности. «Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погружённое в общение.
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом; на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных моментах сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы и формы обеспечивают решение образовательных задач:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие универсальных учебных навыков.