Национальное воспитание на основе народных традиций на уроках литературы и во внеурочной деятельности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 96
  • Скачиваний: 6

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи –

задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.  Но как воспитать  эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, к человеческой культуре''.

(Д. С. Лихачев)

Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, кладезем мудрости, запасником педагогической мысли и нравственного здоровья. Это наши истоки.

Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, лишенный исторического опыта своего и других народов, способен жить только сегодняшним днем.

И поэтому важнейшей основой нравственного воспитания детей и подростков является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций и национальных особенностей.

Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны? Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора. Как ни грустно сознавать, современные школьники далеки от природных истоков фольклора, мало знают и мало интересуются народными обрядами, песнями, танцами и т.д. Поэтому, выбирая тему национального воспитания, я ставила перед собой такие вопросы:

1) Как на основе русских традиций пробудить национальное самосознание учащихся? 2) Что можно сделать сегодня, чтобы решить проблему преемственности традиционной культуры, сохранения и передачи в живом виде новым поколениям национального культурного наследия?

Хочу поделиться своим опытом работы в этой области на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье. Поэтому первый урок литературы в 5-ом классе начинаю с обсуждения рассказа Н.Фёдорова «Мальчик в красной рубашке». В ходе беседы ребята пытаются найти ответ на главный вопрос: почему важно знать прошлое своей семьи? Рассказываю о генеалогическом древе, показываю генеалогическое древо, составленное мной, рассказываю о своей семье, своих предках, показываю старинные семейные фотографии. Делаю это для того, чтобы вызвать учащихся на откровенное общение на уроке, стимулировать интерес к подготовке домашнего задания: расспросив родителей, бабушек или дедушек, подготовить рассказ о любом их своих предков, заглянуть в семейный фотоальбом, попробовать нарисовать на листе альбома свое генеалогическое древо. Таким образом, я, во-первых, учу детей думать о прошлом семьи, хранить устои, традиции рода, помнить о мертвых, заботиться о живых и, во-вторых, узнаю лучше своих учеников.

Особое место в эстетическом и нравственном воспитании школьников, в формировании у них патриотического чувства отвожу урокам, посвященным устному народному творчеству.

В 5-ом классе обращаемся к изучению пословиц и поговорок как духовному своду правил, поучений, которые помогали жить по совести. Работу на уроке стараюсь строить так, чтобы учащиеся оценили глубину их наставлений и таким образом ощутили добрую силу практической народной философии, выраженной в них.

С помощью пословиц ребятам прививаются такие качества, как доброта, добросердечность («Ласковое слово – что весенний день»), уважение к старшим («Старый конь борозды не портит»), гостеприимство и признательность («Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит»), скромность («Смирный в артели – клад»), трудолюбие («Сегодняшней работы на завтра не покидай!»), хозяйственность («Не красна изба углами, красна пирогами»), смелость («Волка бояться, так и в лес не ходить»), любовь к родине, патриотизм («Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где сосна взросла, там она и красна»). Фольклор является как бы моральным кодексом, выработанным многовековым опытом людей, используемым как средство убеждения в воспитательной практике.

При изучении загадок знакомлю ребят с бытом русского народа, с его характером, помогаю понять, что он любил, ценил, а над чем подшучивал или насмехался.

В 6-ом классе знакомимся с календарными, приуроченными к определенным праздникам песнями, сказками. Ребята открывают для себя порядок традиционной жизни русского народа, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.

Невозможно отделить обрядовый фольклор от мифологии. Поэтому следующий этап - это знакомство с народными представлениями наших предков о мире, отраженными в славянской мифологии.

Классическая литература во всей полноте, яркости, неповторимости отразила народные обряды, обычаи, поверья.

Погрузиться в атмосферу таких народных праздников, как Рождество и Ивана Купала, узнать о связанных с ними поверьях, народных играх, танцах, песнях-колядках позволяет изучение повестей Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Ночь накануне Ивана Купала».

Уроки настоящего патриотизма дает шестиклассникам Левша - герой одноименного сказа Н.С.Лескова. Знакомлю не только с понятием русского национального характера, но и в ходе обсуждения сказа воспитываю в своих учениках уважение, любовь к русскому человеку, восхищение его талантливостью. Готовим выставку изделий народных промыслов, поделок самих ребят, что способствует появлению у школьников чувства своей причастности к народной культуре и чувства гордости за свой народ.

В 7-ом классе на примере волшебной сказки о любви «Царевна-лягушка» постигаем основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческие идеалы, воплощенные в сказке, представления народа о добре, правде, справедливости, красоте.

Разговор о добрых началах православной русской семьи, ее традициях и устоях, начатый при изучении сказки, продолжаем, обсуждая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поэму М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

В 8-ом классе наряду с народными лирическими песнями изучаем и обрядовые. Не только знакомимся с бытом русского народа, но и с древними символами обрядовой лирики, учимся понимать чувства, мысли, настроения народа, выраженные в песнях.

Замечательно, что современная школа дает возможность учителю знакомить детей с творчеством замечательного, истинно русского писателя И.С.Шмелева, хранителя духовных ценностей. Его повесть «Лето Господне» воспитывает чувство любви к родине и помогает ученикам ощутить чувство духовной близости со своими предками. Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, неоднократно обращаюсь к изучению первой части «Праздники»: в 5-ом классе - к главе «Масленица», в 6-ом - «Рождество», в 7-ом - «Святки», в 8-ом - «Пасха». Говорим не только о христианских праздниках, но и, что не менее важно, о духовных традициях семьи и всей православной Руси.

Продолжая разговор о связи поколений, преемственности, о национальных святынях обращаюсь в 8-ом классе к изучению рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло», в котором автор учит любить родных, знать историю семьи, хранить традиции.

Как результат моей работы на уроках я воспринимаю искренний интерес детей к народной культуре, их потребность обращаться к этому материалу не только на уроке, но и за его пределами. Свидетельством того служат творческие работы детей, их желание сохранять народные традиции, традиции своей семьи и возросшее в них чувство гордости за свой народ, за свое Отечество.

Практическим воплощением теоретических знаний о жизни и быте наших предков является то, что мы с ребятами ежегодно проводим в школе месячник русской культуры, традиционно открывающийся «Масленицей», в которой принимают участие не только дети, но и их родители. В ходе праздника звучат народные песни, проводятся игры, конкурсы. Все это сопровождается выходом коробейников, предлагающих блины, оладьи, чай.

«Масленице» предшествует классный час, при подготовке к которому ученики изучают историю возникновения, истоки этого праздника, собирают тематические игры, песни. Оформляется выставка собранных работ, проводится классный вечер с развлекательной программой.

Месячник заканчивается фольклорным праздником «На завалинке», где ребята в народных костюмах, в сопровождении гармоники, балалайки показывают инсценировки русских сказок, поют песни, частушки, разучивают танцы, игры.

Проведение таких массовых мероприятий с привлечением родителей формирует у учащихся нравственно-эстетические качества.

Воспитание учащихся на национальных традициях и обычаях возвышает духовные потребности детей, приобщает к труду взрослых, позволяет развить существенные личностные качества:

ответственность, волю, характер; духовную самоотдачу, служение людям, милосердие как естественное состояние.

Через русскую народную песню, обрядовую музыку детьми открывается и эмоционально постигается мудрость и глубина русской души.

А нужно нам это для того, чтобы не быть иностранцами на своей родине, чтобы сформировать человека честного, любящего Отечество, способного постоять за него и за веру предков.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: