Статья “Имидж современного предприятия индустрии сервиса“.
Деглан В.О.
Деглан Владислав Олегович, студент, СурГПУ, Сургут.
Данная статья посвящена имиджу современного предприятия индустрии сервиса на примере ресторана. В статье рассматриваются вопросы о конкуренции предприятий, на сколько имидж влияет на развитие и какую роль играет в ресторанном бизнесе.
Ключевые слова: ресторанный бизнес, имидж, конкуренция, гости, униформа.
Имидж предприятия питания играет неизмеримо огромную роль в ведении ресторанного бизнеса. Если рассмотреть определение имиджа предприятия, то имидж будет означать тот образ, который сложился в сознании у потребителей о заведении.
Имидж складывается за счет многих аспектов ресторана. Интерьер, кухня, униформа рабочих, атмосфера, цена – всё это и создает мнение человека о заведении, что в последующем формирует имидж предприятия. Основная задача имиджа предприятия — это соответствовать реально существующему образу и быть направленным на определенную группу потребителей, при этом оставляя за собой возможность дальнейшего развития.
Ресторанное предприятие создает сильный имидж не только среди потребителей в целом, оно заинтересовано в поддержании хорошего имиджа среди своей целевой группы потребителей, на которую была изначально сделана ставка при определении направления формирования имиджа. Огромное количество заведений питания существует в современном мире. Но как же создать то предприятие, которое ярко выделится на фоне многочисленных ресторанов и кафе? Имидж безусловно один из главных способов привлечь к себе потребителей. Необходимо иметь определенную целевую аудиторию, на кого будет ориентирован ресторан, создавая определенные условия и услуги для данных гостей. Например, семейные рестораны должны иметь детские стулья, детское меню, телевизоры с детскими передачами и просто спокойную семейную атмосферу как дома.
Мнение гостя о ресторане формируется не только в зависимости от уровня обслуживания и обстановки в заведении, но главным образом в зависимости от общения с персоналом. И первое впечатление создает его внешний вид. Как у официантов так и у поваров униформа должна быть удобной и безопасной. Самая сложная в разработке одежда для официантов, потому что она чаще всего должна соответствовать тематике ресторана. Бывают случаи, когда рестораторы заказывают полный комплект формы для этой категории персонала: юбку, блузку, корсет, фартук и наколку на голову. Дело в том, что цель формы - выделить официанта из потока посетителей. Форма придает завершенность всему заведению. Она подчеркивает неповторимую, характерную лишь для этого ресторана ауру и выделяет его из ряда остальных заведений. Важную роль в этом отношении играет выбранный цвет. Так же униформа персонала должна иметь соответствие с общей концепции заведения, практичность, износостойкость – далеко не все качества, которым она должна соответствовать. Для ее оформления лучше использовать нашивки на одежду с логотипом компании. Уместно использование аппликаций и символики заведения.
В заведениях элитного класса модны декоративные подушки. Чехлы с символикой ресторана будут способствовать поддержке основной концепции. Их цвет может быть контрастным или сдержанным – это зависит от основной дизайнерской идеи. Одно из преимуществ таких подушечек – в любое время достаточно сменить их «одежку», чтобы существенно преобразить интерьер. Еще один важный элемент – чехлы для стульев. Благодаря им ничем не выдающаяся мебель становится нарядной и праздничной. Правда, чаще всего их используют для оформления залов во время банкетов и иных торжественных мероприятий. Стоит ли отказываться от вышивки при брендировании ресторанного текстиля? Можно перенести изображения на ткань, к примеру, методом термопечати. Но вряд ли он полученный рисунок будет выглядеть столь же презентабельно и эффектно, как изысканная вышивка.
То есть по сути своей, умение правильно спланировать, сформировать и продвигать имидж ресторана должен приносить доход. Ведь еще 10 лет назад ресторанной индустрии как таковой даже не существовало. Рестораны — в западном понимании этого слова — только начали открываться, их было совсем немного. Сегодня ситуация совершенно иная. Уровень насыщения в ресторанном бизнесе приводит к увеличению конкуренции, и, как следствие, к борьбе за клиентов. У ресторана должно быть имя, бренд, на который будут ходить клиенты. Рано или поздно в развитии ресторана наступает момент, когда его известность и репутация становятся чуть ли не главным критерием для посетителей.
Есть рестораны, которые полагают, что качественная услуга может выжить на рынке за счет демонстрации собственных качеств без активной поддержки со стороны имиджа самого ресторана. В таком случае можно проследить некую связь: если новшество оказалось неудачным, его не связывают с позитивным имиджем предприятия; также поступают, если нововведенное предложение (услуга) удачна, но имидж самого ресторана слабый. Однако, даже в этих случаях ни у кого нет сомнений в том, что сильный имидж среди важных для ресторана потребительских групп — это неотъемлемая часть маркетинга.
Таким образом, можно сказать, что формирование имиджа очень сложный и длительный процесс, который требует много внимания, однако, если его не формировать, то это произойдет стихийно, что в свою очередь отразиться на экономической выгоде ресторана. Именно поэтому руководителям, заинтересованным в дальнейшем развитии своей фирмы и усилении ее конкурентоспособности, следует учитывать этот фактор при принятии тех или иных управленческих решений, а так же отслеживать влияние имиджа своего ресторана на его деятельность. Управление имиджем ресторана представляет собой сложный процесс взаимодействия всех элементов культуры ресторанного сервиса. Здесь необходимо знание психологии потребителя, его вкусовых и культурных предпочтений, образа и философии жизни.