Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 157
  • Скачиваний: 15

Выступление по теме: « Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий» по технологии « Печа – куча»

          Я,  Атаманова Е И, учитель начальной школы №19 им. В Казанцева.

 

Слайд №1

        Л.Н. Толстой говорил о том, что ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно.

       В настоящее время  перед учителем стоит задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

 

Слайд №2

         Для  активизации  познавательной и творческой активности школьника на  уроках окружающего мира, я  использую  приёмы и методы современных образовательных технологий на основе системно – деятельностного подхода. 

Они способствуют снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Слайд №3

      Интересно ребёнку тогда, когда он на уроке:

  • Моделирует и анализирует жизненные ситуации.
  • Участвует в проектной деятельности.
  • Вовлечён в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

       Поэтому, готовясь к уроку ,ставлю перед собой соответствующие  задачи.

 

Слайд №4

       Поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала  способствуют нестандартные формы проведения уроков.

  • Уроки-деловые игры
  • Уроки-соревнования
  • Уроки КВН
  • Театрализованные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Бинарные уроки
  • Уроки творчества
  • Уроки-аукционы

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка.

Слайд 5

Приём « Удивляй»

       В своей практике, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности, я   использую приём

« Удивляй».  Это противоречивые факты, теории, мнения, чтобы вызвать недоумение ученика. Можно использовать загадки, сказки– любой интригующий материал, связанный с темой урока.

Так,  например, информация о « горящем» озере  Ильмень вызвало у детей огромное любопытство.

Слайд 6

Прием:   «Инфо – угадай-ка»

    

Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).

                       На доске лист ватмана.  У учащихся картинки, слова  по теме.  В ходе беседы дети помещают на луг все,  что хотят узнать по этой теме.

Составляется план изучения темы «Луг и его обитатели»

Слайд 7

Рассказ- предположение по ключевым словам.

Если начать урок со слов:

  • Папоротники
  • Хвойные
  • Водоросли
  • Мхи
  • Цветковые

- И спросить, о чем мы будем говорить на уроке?

 Выскажи свое предположение, используя эти слова.

Я думаю, что не все взрослые сразу смогут ответить, что  тема урока  «Разнообразие растений на Земле»

Слайд 8

Прием «Видящие руки»

Дети любят всё необычное, поэтому предлагаю с закрытыми глазами потрогать  предметы в мешочке , стараясь определить форму, материал. Можно даже понюхать.

       А потом высказать предположения , что там находиться и о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( О хлебе)

Составление плана урока.

Слайд 9

Приём «Яркое пятно»

     Этот приём  способен  «разбудить» самых флегматичных детей, т.к создаётся ситуация сопереживания.
   Эмоциональный настрой может быть достигнут с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя. 
На экране появляется Земля. Звучит голос земли: 
«SOS! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек.

-Что должен сделать человек, который считает, Земля наш дом?

 

 

Слайд 10

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

    Работа над вопросами,  устанавливающих  причинно – следственные связи. 

      Большинство детей обычно задают примитивные вопросы, при ответе на которые требуется лишь небольшое напряжение памяти.   

     Искусство задавать вопросы  — одно из базовых умений.

Ромашка Блума  позволяет научить учащихся обобщать материал, воспитывает внимание к деталям окружающего мира, учит выделять главное, обнаруживать проблемы, способствует эффективному пониманию текста.                    

Слайд 11

Приём “Шаг за шагом”.

 Тема : «Здоровый образ жизни»

Я попрошу вас встать.

- Здоровый образ жизни определяется следующими факторами:

 Шагаем на месте и  на каждый шаг называем  термин, понятие, явление .

ичная гигиена;   рациональное питание;  двигательная активность;  закаливание; отказ от вредных привычек.)

 

 

 

Слайд 12

Прием “Фантастическая добавка”

Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке.

Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

 ДУЗЕМА - медуза          

 КУТИЛА -улитка

 РИВЕЧ -черви

 НОМИГОСЬ - осьминог

 МАЛЬКАР    - кальмар 

-Что объединяет этих животных?  ( они беспозвоночные животные)

- Запишите  интересующие вас вопросы по этой теме.

 Составление алгоритма деятельности.

 

Слайд 13

Мини- проекты

 Работа в группах.  Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на  коллективный диалог, выделяет среди учеников группы по степени усвоения материала и предлагает  выполнить мини –проект.

              Раздел «Ты и твое здоровье»

  • 1 группа – подготавливает загадки и рисунки о предметах личной гигиены
  • 2 группа – готовит сообщения по теме:«Из истории мыла»
  • 3 группа – находит материал по теме: «Когда появилась

зубная щетка?»

  • 4 группа – работает со справочной литературой по теме: «Из истории носового платка»
  • 5 группа – разучивает с учащимися комплекс дыхательной гимнастики, готовит рисунки о здоровом образе жизни

Слайд 14

Работа над кластером

   

      Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с новым материалом.  Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

    Научить составлять кластер можно при помощи карточки - помощницы:

 

Слайд 15

Приём «Древо мудрости»

        Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, текст ( инсерт).  Теперь каждый из вас должен написать  на листике трудный вопрос по этому тексту. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.  Ученики  крепят вопрос к «дереву».

            Каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на этот  вопрос. Остальные оценивают и вопрос и ответ.

 

Слайд 16

Прием « Пусть говорят»

Озвучиваю эпиграф урока и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»      .

Закличка на ярмарку..

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево — лавки с товаром!

Гляньте направо — веселье даром

 -Можно ли ее назвать рекламой на старый манер?

- Можно по этим строкам понять суть русской ярмарки?

- Что такое русская ярмарка?

 

Слайд 17

Методика «ПОПС-формула»

Методика «ПОПС-формула»-рефлексивная техника.

 Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие собственное мнение в сжатой форме .

 П – позиция ( должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».)

О – объяснение (или обоснование своей позиции) .Начинается со слов:

                             «Потому что …».

П – пример (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение) начинается со слов: «Исходя из этого, я  

                                                                             делаю вывод о том, что…».

Слайд 18

Приём  «Синквейн»

     Приём.Синквейн – быстрый, мощный  инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий,  информации  и развития речи.

     Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

  • 1 строка- 1 существительное (Солнце)
  • 2 строка- 2 прилагательных  (  Какое?)
  • 3 строка- 3 глагола  (Что он делает? )
  • 4 строка- предложение   ( о Солнце )
  • 5 строка- 1 слово-резюме

(  Одно значимое  слово о Солнце)

Синквейн на тему Солнце

  • Солнышко
  • Яркое, жёлтое
  • Ослепляет, греет, ласкает
  • Сегодня солнце ярко светит.
  • Жизнь

 

Слайд 19

Приём « ХИМС»

Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют название метода:

  • – Хорошо…
  • – Интересно…
  • – Мешало…
  • –С Собой возьму…

 Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

 

Слайд 20

Музыкальная арт-педагогика ( программа С. Лазарева)

Здоровьесберегающая технология.

Серия звуков «Тканевая вибрация» 

       Когда дети устают на уроке, я  использую метод музыкальной арт – педагогики, Это самое  универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм.      

Вы наверное устали. Давайте  отдохнём.

1. Звук «ев» - при насморке. Слово «ветер» позавывать, как ветер – в - в - в «слово» «в-в-в-в-в- ветер». 
2. Звук «з - з - з» -применять когда болит горло. Изображать насекомое, летящий комар, летает и кусает;, помахивая руками (крылышками), согнув в локтях, летать по классу, произнося звук и носиком покалывая кого догонят. 
3. Летит жук - «ж - ж - ж»- при кашле (приложите ладонь к груди и почувствуете мощный звук.

При произношении звука дети могут встать спиной к стене, во время пения можно поставить кулачки в бока и шевелить локтями, как крыльями). 
4. Звук «н» - это помогает снимать головную и зубную боль. 
 положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н».

  • Низкий звук «м - м - м - м» - мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м - особый звук. С него начинается слово «мама» (от живота).
    Произнесем звук, который не у всех сразу получается - «р - р - р».
    Представьте старый трактор на поле, все у него трясется и болтается.

 «Тр- тр - тр - тр» - делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар - р - р - р». 

Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет.

Я считаю, что активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира во многом зависит от того, как  учитель владеет инновационными  методами обучения.  Очень важно искренне верить в себя и  в своих учеников.

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй ученика.

      

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: