Выступление по теме: « Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий» по технологии « Печа – куча»
Я, Атаманова Е И, учитель начальной школы №19 им. В Казанцева.
Слайд №1
Л.Н. Толстой говорил о том, что ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно.
В настоящее время перед учителем стоит задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Слайд №2
Для активизации познавательной и творческой активности школьника на уроках окружающего мира, я использую приёмы и методы современных образовательных технологий на основе системно – деятельностного подхода.
Они способствуют снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Слайд №3
Интересно ребёнку тогда, когда он на уроке:
- Моделирует и анализирует жизненные ситуации.
- Участвует в проектной деятельности.
- Вовлечён в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Поэтому, готовясь к уроку ,ставлю перед собой соответствующие задачи.
Слайд №4
Поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала способствуют нестандартные формы проведения уроков.
- Уроки-деловые игры
- Уроки-соревнования
- Уроки КВН
- Театрализованные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Бинарные уроки
- Уроки творчества
- Уроки-аукционы
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка.
Слайд 5
Приём « Удивляй»
В своей практике, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности, я использую приём
« Удивляй». Это противоречивые факты, теории, мнения, чтобы вызвать недоумение ученика. Можно использовать загадки, сказки– любой интригующий материал, связанный с темой урока.
Так, например, информация о « горящем» озере Ильмень вызвало у детей огромное любопытство.
Слайд 6
Прием: «Инфо – угадай-ка»
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).
На доске лист ватмана. У учащихся картинки, слова по теме. В ходе беседы дети помещают на луг все, что хотят узнать по этой теме.
Составляется план изучения темы «Луг и его обитатели»
Слайд 7
Рассказ- предположение по ключевым словам.
Если начать урок со слов:
- Папоротники
- Хвойные
- Водоросли
- Мхи
- Цветковые
- И спросить, о чем мы будем говорить на уроке?
Выскажи свое предположение, используя эти слова.
Я думаю, что не все взрослые сразу смогут ответить, что тема урока «Разнообразие растений на Земле»
Слайд 8
Прием «Видящие руки»
Дети любят всё необычное, поэтому предлагаю с закрытыми глазами потрогать предметы в мешочке , стараясь определить форму, материал. Можно даже понюхать.
А потом высказать предположения , что там находиться и о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( О хлебе)
Составление плана урока.
Слайд 9
Приём «Яркое пятно»
Этот приём способен «разбудить» самых флегматичных детей, т.к создаётся ситуация сопереживания.
Эмоциональный настрой может быть достигнут с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя.
На экране появляется Земля. Звучит голос земли:
«SOS! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек.
-Что должен сделать человек, который считает, Земля наш дом?
Слайд 10
Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
Работа над вопросами, устанавливающих причинно – следственные связи.
Большинство детей обычно задают примитивные вопросы, при ответе на которые требуется лишь небольшое напряжение памяти.
Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений.
Ромашка Блума позволяет научить учащихся обобщать материал, воспитывает внимание к деталям окружающего мира, учит выделять главное, обнаруживать проблемы, способствует эффективному пониманию текста.
Слайд 11
Приём “Шаг за шагом”.
Тема : «Здоровый образ жизни»
Я попрошу вас встать.
- Здоровый образ жизни определяется следующими факторами:
Шагаем на месте и на каждый шаг называем термин, понятие, явление .
(личная гигиена; рациональное питание; двигательная активность; закаливание; отказ от вредных привычек.)
Слайд 12
Прием “Фантастическая добавка”
Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке.
Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
ДУЗЕМА - медуза
КУТИЛА -улитка
РИВЕЧ -черви
НОМИГОСЬ - осьминог
МАЛЬКАР - кальмар
-Что объединяет этих животных? ( они беспозвоночные животные)
- Запишите интересующие вас вопросы по этой теме.
Составление алгоритма деятельности.
Слайд 13
Мини- проекты
Работа в группах. Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на коллективный диалог, выделяет среди учеников группы по степени усвоения материала и предлагает выполнить мини –проект.
Раздел «Ты и твое здоровье»
- 1 группа – подготавливает загадки и рисунки о предметах личной гигиены
- 2 группа – готовит сообщения по теме:«Из истории мыла»
- 3 группа – находит материал по теме: «Когда появилась
зубная щетка?»
- 4 группа – работает со справочной литературой по теме: «Из истории носового платка»
- 5 группа – разучивает с учащимися комплекс дыхательной гимнастики, готовит рисунки о здоровом образе жизни
Слайд 14
Работа над кластером
Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с новым материалом. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Научить составлять кластер можно при помощи карточки - помощницы:
Слайд 15
Приём «Древо мудрости»
Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, текст ( инсерт). Теперь каждый из вас должен написать на листике трудный вопрос по этому тексту. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор. Ученики крепят вопрос к «дереву».
Каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на этот вопрос. Остальные оценивают и вопрос и ответ.
Слайд 16
Прием « Пусть говорят»
Озвучиваю эпиграф урока и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?» .
Закличка на ярмарку..
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево — лавки с товаром!
Гляньте направо — веселье даром
-Можно ли ее назвать рекламой на старый манер?
- Можно по этим строкам понять суть русской ярмарки?
- Что такое русская ярмарка?
Слайд 17
Методика «ПОПС-формула»
Методика «ПОПС-формула»-рефлексивная техника.
Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие собственное мнение в сжатой форме .
П – позиция ( должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».)
О – объяснение (или обоснование своей позиции) .Начинается со слов:
«Потому что …».
П – пример (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».
С – следствие (или суждение) начинается со слов: «Исходя из этого, я
делаю вывод о том, что…».
Слайд 18
Приём «Синквейн»
Приём.Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий, информации и развития речи.
Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.
- 1 строка- 1 существительное (Солнце)
- 2 строка- 2 прилагательных ( Какое?)
- 3 строка- 3 глагола (Что он делает? )
- 4 строка- предложение ( о Солнце )
- 5 строка- 1 слово-резюме
( Одно значимое слово о Солнце)
Синквейн на тему Солнце
- Солнышко
- Яркое, жёлтое
- Ослепляет, греет, ласкает
- Сегодня солнце ярко светит.
- Жизнь
Слайд 19
Приём « ХИМС»
Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют название метода:
- – Хорошо…
- – Интересно…
- – Мешало…
- –С Собой возьму…
Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
Слайд 20
Музыкальная арт-педагогика ( программа С. Лазарева)
Здоровьесберегающая технология.
Серия звуков «Тканевая вибрация»
Когда дети устают на уроке, я использую метод музыкальной арт – педагогики, Это самое универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм.
Вы наверное устали. Давайте отдохнём.
1. Звук «ев» - при насморке. Слово «ветер» позавывать, как ветер – в - в - в «слово» «в-в-в-в-в- ветер».
2. Звук «з - з - з» -применять когда болит горло. Изображать насекомое, летящий комар, летает и кусает;, помахивая руками (крылышками), согнув в локтях, летать по классу, произнося звук и носиком покалывая кого догонят.
3. Летит жук - «ж - ж - ж»- при кашле (приложите ладонь к груди и почувствуете мощный звук.
При произношении звука дети могут встать спиной к стене, во время пения можно поставить кулачки в бока и шевелить локтями, как крыльями).
4. Звук «н» - это помогает снимать головную и зубную боль.
положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н».
- Низкий звук «м - м - м - м» - мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м - особый звук. С него начинается слово «мама» (от живота).
Произнесем звук, который не у всех сразу получается - «р - р - р».
Представьте старый трактор на поле, все у него трясется и болтается.
«Тр- тр - тр - тр» - делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар - р - р - р».
Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет.
Я считаю, что активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира во многом зависит от того, как учитель владеет инновационными методами обучения. Очень важно искренне верить в себя и в своих учеников.
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
- Веди ученика от собственного опыта к общественному.
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
- Учи анализировать каждый этап работы.
- Критикуя, стимулируй ученика.