Мастер класс «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика».
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».
Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
В настоящее время школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Главной идеей стандартов является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока. Умение применять различные приемы позволяют учителю быть интересным ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле самого ученика. Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность.
Почему выбран именно деятельностный подход? Да потому что, по словам Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.
Деятельность человека имеет следующую структуру: действие – это некоторая операция, а совокупность действий (операций) и составляют деятельность.
Нашей же основной педагогической задачей является организация условий, инициирующих детское действие. А вот как учить? Необходимо обновление технологий образования. Еще Ушинский сказал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
И вот, чтобы класс сделал шаг в нужном направлении ежедневно, при подготовке каждого урока мы задаем себе одни и те же вопросы:
• Какой должна быть структура урока?
• Как его подготовить?
• Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?
Этому должно способствовать инновационное обучение в школе. Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.
Таким инновационным в современных условиях является системно-деятельностный подход, предусматривающий развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе, то есть универсальным учебным действиям. Поэтому практическую часть мастер-класса я наполнила практическим содержанием .
Практическая часть.
Показ слайдов с комментариями автора. Выполнение заданий по отработке приемов.
11 слайд.
Урок с позиций деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться.
16 слайд.
Прием «Жокей и лошадь».
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Задание для участников мастер-класса.
У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.
«Вся радость творчества /– в возможности делиться».
«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А.Островский)
«Великая цель образования / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)
17 слайд.
Прием «Инсерт».
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
№ v - + ?
1
2
3
4
18 слайд.
Прием «Диктант значений».
Прием экстраактивного обучения. Интересный способ диктанта. Преподаватель диктует не слова, а их значения (определения). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их.
Задание для участников мастер-класса.
Определите по значениям слова:
1. Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности...(деятельностный подход).
2. Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание... (рефлексия).
19 слайд.
Прием «Синквейн».
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Предлагаю вам синквейн по теме «Первый снег»
20 слайд.
Пример синквейна:
1.деятельностный подход
2. современный, трудоемкий
3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
4. изменяет мое отношение к ученикам
5. самообразование.
21 слайд.
Хотя учитель – это массовая профессия... по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками.
В.В.Давыдов.
Выбор за тобой
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй...» - шепнула Мечта.