Классный час с элементами тренинга
Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях.
Задачи:
1) получить информацию об агрессии и агрессивном поведении;
2) расширить представление детей о своих психологических особенностях,
3) освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности.
Форма проведения: круглый стол
Ход занятия.
Сегодня мы все чаще встречаемся с деткой агрессий, с экранов телевизора, с Интернет-ресурсов мы слышим, как дерутся между собой школьницы, как проявляют агрессию дети по отношению к учителям. Так что же такое агрессия, агрессивное поведение подростков?
- Мозговой штурм. Учащиеся высказывают свое мнение на тему «Что такое агрессивное поведение», которое записывается на доске.
- Теоретический материал. Психолог: слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре: это поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.п.).
Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.
Рассмотрим более подробно акт агрессии:
АГРЕССОР ЖЕРТВА
ЗРИТЕЛИ
(выводится на экран или плакат).
Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д.
Жертва - тот, кому умышленно наносит вред агрессор.
Зрители – наблюдают за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, прямо или косвенно помогают агрессору.
Агрессивность - свойство личности, она является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды.
Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими про явлениями:
Прямая агрессия | Косвенная агрессия |
• вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзы вают, ругаются матом и т. д.; • материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют. портят личное имущество и т. д. • физическая - когда дерутся, тол каются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.; | • частичное игнорирование - непри нятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.); • полное игнорирование - бойкот; • другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.) |
- Мозговой штурм. Как отличить шутку, игру от агрессии? Осень часто нам кажется, что мы просто шутим, просто играем и веселимся, а другому человеку при этом становиться обидно, он расстраивается, замыкается в себе. Для того, что бы случайно не обидеть собеседника, мы с вами должны научиться различать игру и агрессивные, обидные действия. Давайте подумаем, в чем различия. (Ребята работают в командах, выписывают различия, потом происходит совместное обсуждение и заполнение общей таблицы на доске).
Ребятам предлагается заполнить таблицу:
Игра, шутка | Агрессия |
1. Никому не обидно, весело ВСЕМ. 2. В игре принимают участие все. 3. Все участники соблюдают правила игры. 4. Все участники соблюдают права других | 1. 2. 3. 4. |
Все люди разные, с разными характерами. Кто-то в большей степени подвержен эмоциональным всплесками, кто-то меньше. Давайте с Вами пройдем небольшое тестирование и каждый из вас узнает свой уровень агрессивности. Перед вами 20 утверждений, прочитайте их внимательно и посчитайте, на сколько их них вы ответите утвердительно. Сколько из высказываний соответствуем вам, вашему поведению.
- Анкета для определения уровня агрессивности
- Временами кажется, что в тебя вселился злой дух.
- Ты не можешь промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет тебе зло, обязательно стараешься отплатить тем же.
- Иногда тебе без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что ты с удовольствием ломаешь игрушки, что-то разбиваешь, потрошишь.
- Иногда ты так настаиваешь на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Ты не прочь подразнить животных.
- Переспорить тебя трудно.
- Очень сердишься, когда тебе кажется, что кто-то над тобой подшучивает.
- Иногда у тебя вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремишься сделать все наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимаешь себя как самостоятельного и решительного.
- Любишь быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у тебя сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссоришься, вступаешь в драку.
- Стараешься общаться с младшими.
- У тебя нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считаешься со сверстниками, не уступаешь, не делишься.
- Уверен, что любое задание выполнишь лучше всех.
Подсчет баллов
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Теперь вы все знаете свой уровень агрессии. Люди с высокой агрессивностью часто попадают в конфликтные ситуации. Они быстро реагируют на любую несправедливость, не доверяют окружающим и постоянно вступают в спор. Люди с низкой агрессивностью большее время находятся в приподнятом настроении, они спокойны, их тяжело «вывести из себя». Эти люди не вступают в спор, соглашаются со всем, лишь бы не лезть в конфликт. Ну и люди со средней агрессивностью – это золотая середина. Они чаще находятся в спокойном расположении духа, но могут и прикрикнуть, когда это необходимо.
- Видео-урок. Психолог: Мы все достаточно часто встречаемся с агрессивным поведением окружающих, особенно в молодежной среде. Сегодня это называется иностранным словом «буллинг», то есть «травля». К сожалению, практически в каждом классе есть ученик, которого не любят одноклассники, над которым «прикалываются», смеются, и иногда издеваются. Такой ребенок не может дать отпор классу, он, молча, терпит все насмешки, надеется, что скоро все пройдет само собой. Но это продолжается годами. Как это остановит? И вообще, можно ли этому противостоять?
Предлагаю посмотреть видео-урок на эту тему (видео - ролик).
- Мозговой штурм. Итак, прослушав про агрессию и агрессивное поведение, давайте с вами составим правила поведения при конфликте, чтобы как можно больше сократить агрессивные проявления среди подростков. Как же научиться совладать с агрессией? Что нужно делать подросткам, чтобы они перестали драться, обижать и унижать друг друга?
Ребята предлагают свои варианты, которые записываются на доске/плакате.
- Заключение. Вы все молодцы, хорошо потрудились, теперь вы знаете, как бороться с агрессией и гневом. А в заключение нашего занятия послушайте притчу «Безвредная змея»
Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камнями, таскать её за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
- Обратная связь. А теперь ребята, я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями, своими мыслями о теме сегодняшнего урока. Что нового вы для себя узнали? О чем нам говорит притча?