Агрессия среди подростков - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: rar
  • Просмотров: 133
  • Скачиваний: 6

Классный час с элементами тренинга

Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях.

Задачи:

 1) получить информацию об агрессии и агрессивном поведении;

   2) расширить представление детей о своих психологических особенностях,

   3) освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности.

Форма проведения: круглый стол

Ход занятия.

Сегодня мы все чаще встречаемся с деткой агрессий, с экранов телевизора, с Интернет-ресурсов мы слышим, как дерутся между собой школьницы, как проявляют агрессию дети по отношению к учителям. Так что же такое агрессия, агрессивное поведение подростков?

  1. Мозговой штурм. Учащиеся высказывают свое мнение на тему «Что такое агрессивное поведение», которое записывается на доске.
  1. Теоретический материал. Психолог: слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре: это поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.п.).

      Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.

Рассмотрим более подробно акт агрессии:

            АГРЕССОР                                                ЖЕРТВА

  

                                              ЗРИТЕЛИ

(выводится на экран или плакат).

Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д.

Жертва - тот, кому умышленно наносит вред агрессор.

Зрители – наблюдают за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, прямо или косвенно помогают агрессору.

Агрессивность - свойство личности, она является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды.

Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими про явлениями:

Прямая агрессия

Косвенная агрессия

• вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзы вают, ругаются матом и т. д.;

• материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют. портят личное имущество и т. д.

• физическая - когда дерутся, тол каются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;

• частичное игнорирование - непри нятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.);

• полное игнорирование - бойкот;

• другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

  1. Мозговой штурм. Как отличить шутку, игру от агрессии? Осень часто нам кажется, что мы просто шутим, просто играем и веселимся, а другому человеку при этом становиться обидно, он расстраивается, замыкается в себе. Для того, что бы случайно не обидеть собеседника, мы с вами должны научиться различать игру и агрессивные, обидные действия. Давайте подумаем, в чем различия. (Ребята работают в командах, выписывают различия, потом происходит совместное обсуждение и заполнение общей таблицы на доске).

Ребятам предлагается заполнить таблицу:

Игра, шутка

Агрессия

1. Никому не обидно, весело ВСЕМ.

2. В игре принимают участие все.

3. Все участники соблюдают правила игры.

4. Все участники соблюдают права других

1.

2.

3.

4.

Все люди разные, с разными характерами. Кто-то в большей степени подвержен эмоциональным всплесками, кто-то меньше.  Давайте с Вами пройдем небольшое тестирование и каждый из вас узнает свой уровень агрессивности. Перед вами 20 утверждений, прочитайте их внимательно и посчитайте, на сколько их них вы ответите утвердительно. Сколько из высказываний соответствуем вам, вашему поведению.

  1. Анкета для определения уровня агрессивности
  2. Временами кажется, что в тебя вселился злой дух.
  3. Ты не можешь промолчать, когда чем-то недоволен.
  4. Когда кто-то причиняет тебе зло, обязательно стараешься отплатить тем же.
  5. Иногда тебе без всякой причины хочется выругаться.
  6. Бывает, что ты с удовольствием ломаешь игрушки, что-то разбиваешь, потрошишь.
  7. Иногда ты так настаиваешь на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  8. Ты не прочь подразнить животных.
  9. Переспорить тебя трудно.
  10. Очень сердишься, когда тебе кажется, что кто-то над тобой подшучивает.
  11. Иногда у тебя вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  12. В ответ на обычные распоряжения стремишься сделать все наоборот.
  13. Часто не по возрасту ворчлив.
  14. Воспринимаешь себя как самостоятельного и решительного.
  15. Любишь быть первым, командовать, подчинять себе других.
  16. Неудачи вызывают у тебя сильное раздражение, желание найти виноватых.
  17. Легко ссоришься, вступаешь в драку.
  18. Стараешься общаться с младшими.
  19. У тебя нередки приступы мрачной раздражительности.
  20. Не считаешься со сверстниками, не уступаешь, не делишься.
  21. Уверен, что любое задание выполнишь лучше всех.

Подсчет баллов

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Теперь вы все знаете свой уровень агрессии. Люди с высокой агрессивностью часто попадают в конфликтные ситуации. Они быстро реагируют на любую несправедливость, не доверяют окружающим и постоянно вступают в спор. Люди с низкой агрессивностью большее время находятся в приподнятом настроении, они спокойны, их тяжело «вывести из себя». Эти люди не вступают в спор, соглашаются со всем, лишь бы не лезть в конфликт. Ну и люди со средней агрессивностью – это золотая середина. Они чаще находятся в спокойном расположении духа, но могут и прикрикнуть, когда это необходимо.

  1. Видео-урок. Психолог: Мы все достаточно часто встречаемся с агрессивным поведением окружающих, особенно в молодежной среде. Сегодня это называется иностранным словом «буллинг», то есть «травля». К сожалению, практически в каждом классе есть ученик, которого не любят одноклассники, над которым «прикалываются», смеются, и иногда издеваются. Такой ребенок не может дать отпор классу, он, молча, терпит все насмешки, надеется, что скоро все пройдет само собой. Но это продолжается годами. Как это остановит? И вообще, можно ли этому противостоять?

Предлагаю посмотреть видео-урок на эту тему (видео - ролик).

  1. Мозговой штурм. Итак, прослушав про агрессию и агрессивное поведение, давайте с вами составим правила поведения при конфликте, чтобы как можно больше сократить агрессивные проявления среди подростков. Как же научиться совладать с агрессией? Что нужно делать подросткам, чтобы они перестали драться, обижать и унижать друг друга?

Ребята предлагают свои варианты, которые записываются на доске/плакате.

  1. Заключение. Вы все молодцы, хорошо потрудились, теперь вы знаете, как бороться с агрессией и гневом. А в заключение нашего занятия послушайте притчу «Безвредная змея»

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камнями, таскать её за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

  1. Обратная связь. А теперь ребята, я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями, своими мыслями о теме сегодняшнего урока. Что нового вы для себя узнали? О чем нам говорит притча?
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: