Значение занимательного математического материала - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 134
  • Скачиваний: 15

Значение занимательного математического материала

для всестороннего развития детей

<!-- google_ad_client = "pub-4633065271582207"; /* 336x280, создано 22.03.11 top */ google_ad_slot = "9557646777"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; //--> google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего раз­вития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтере­совывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, за­креплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, ло­гических упражнений. Они настой­чиво ищут ход решения, который ве­дет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается поло­жительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мысли­тельную активность. Ребенку инте­ресна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, ­ которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практичес­кими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обду­мывание хода, предугадывание ре­зультата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к пра­вильному решению. Но эта внезап­ность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании прак­тических действий и обдумывания.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообраз­ный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по раз­ным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленнос­ти на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осу­ществляемых тем, кто решает задачу,

разнообразный элементарный зани­мательный материал можно класси­фицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, раз­вивающие (дидактические) игры и упражнения.

Из всего многообразия занима­тельного математического материа­ла в дошкольном возрасте наиболь­шее применение находят дидакти­ческие игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость де­тей в различении, выделении, назы­вании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со спосо­бами действий. Каждая из игр реша­ет конкретную задачу совершенст­вования математических (количест­венных, пространственных, времен­ных) представлений детей.

Пример: Найди и назови (для детей средней группы)

Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указан­ные в вопросе признаки (цвет, раз­мер). Выполнивший эти условия ре­бенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы зани­мательности, соревнования.

Ход игры. На фланелеграфе (магнитной доске) раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квад­раты, треугольники, прямоуголь­ники) разного цвета и размера. Вос­питатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: «Кто нашел боль­шой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок, пра­вильно и быстро показавший и на­звавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у ко­го фигур, объявляют победителей.

В формировании у детей матема­тических представлении широко ис­пользуются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидак­тические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычно­стью постановки задачи (найти, до­гадаться), неожиданностью препод­несения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской само­стоятельности, роли педагога.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

Изготовить палочки-полоски можно самим, используя определенные параметры. (демонстрация)

B комплексном подходе к воспи­танию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловаж­ная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве­та, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяс­няется значение занимательных за­дач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упраж­нений с занимательным математи­ческим материалом дети овладевают умением вести поиск решения само­стоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, при­водящего в конечном результате к решению (правильному или оши­бочному). Систематическое упраж­нение в решении задач таким спо­собом развивает умственную актив­ность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной за­даче, инициативу.

К математическим развлечениям относится: голово­ломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадок­сальностью результата.

Например, головоломки могут быть арифмети­ческими (угадывание чисел), геомет­рическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Например:

Из счетных палочек по образцу составить геометрические фигуры.

Из ниток составить последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольник и т. д.

Математические игры - это те игры, в кото­рых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (ре­шения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или зада­чи. По ходу решения требуется при­менение математических методов и умозаключении.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: