Социальный заказ общества доказывает потребность педагогической практики в освоении новых, современных, практически значимых, действенных технологий взаимодействия воспитателя и родителя в вопросах воспитания детей.
В поисках метода в работе с родителями, который позволил бы сделать их равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате, я открыла для себя элементы коучинга.
Коучинг означает – тренировать, направлять, воодушевлять.
Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), в которой родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на открытые вопросы, которые ему задает воспитатель, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. По сути это развивающее консультирование, активная форма сотрудничества, направленная на личностную поддержку творческой деятельности. В процессе такой работы с семьей выстраиваются равноправные отношения, воспитатель является не советником, а равноправным партнером.
Это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, а технология для раскрытия потенциала личности, максимализации собственной производительности и эффективности как ребенка, так и взрослого.
Ключевыми направлениями применения коучинга в педагогике сотрудничества с семьей являются:
1) Индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для педагога-коуча, так и для самих родителей,
2) Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком.
Целью внедрения коучинга в практику ДОУ является:
оптимизация детско-родительских отношений;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности ДОУ;
Основными задачами являются:
формирование у родителей навыков продуктивного общения с ребенком умения правильно реагировать на его проблемы и достижения (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам), желания помогать своему ребенку.
выстраивание партнерских отношений в системе «Ребенок-родитель - педагог».
поддержка семейного воспитания и содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, как инструмента повышения качества образования.
объединение усилий взрослых для успешного развития ребенка- дошкольника;
Свою работу в данном направлении, я как воспитатель, начала с установочного родительского собрания совместно с педагогом- психологом.
Назвали мы его: «Принципы позитивного родительства»
Основной целью и задачей данной встречи было познакомить родителей с понятием «коучинг», инструментами коучинга и широким спектром их применения, а также его влиянием на взаимодействие между родителем-ребенком.
Вниманию родителей были предоставлены для сравнения 2 аудиозаписи содержащие диалог между матерью и ребенком с одинаковой постановкой вопроса. Во время обсуждения услышанного родители провели параллель между первым диалогом и своим повседневным общением со своими детьми. В содержании 2 диалога ясно прослеживалось применение коучинг- подхода в общении с ребенком, что не осталось незамеченным родителями. Данные демонстрации были показаны с целью помочь родителям осознать важность применения открытых вопросов в повседневном общении, которые помогают ребенку увидеть и правильно расставить приоритеты.
Проведенный мониторинг обратной связи, полученной от родителей позволил обнаружить желание родителей строить отношения с детьми на основе сотрудничества и любви, а не на директиве и чувстве страха.
Вот результаты анкетирования:
37% родителей сознались, что переосмыслили свои взгляды на воспитание, 62 % - осознали важность качественного внимания к ребенку, и, самое главное, 67% родителей признали необходимость приобретения практических навыков продуктивного общения со своим ребенком.
Проведение родительского собрания в коуч-стиле позволило пробудить в родителях интерес к инновационной методике и вовлечь в ходе ее внедрения в процесс воспитания и межличностное общение. Итогом первой коуч-сессии как нельзя лучше служила благодарная улыбка родителя.
Тему второй коуч сессии определил результат анкетирования.
Ее цель: получить практические навыки взаимодействия с ребенком с помощью открытых вопросов коучинг стиля.
Сначала мы разыграли с детьми сценки, в которых результат общения определила форма взаимодействия взрослого и ребенка.
Мы обсудили обе ситуации и выяснили причины результата взаимодействия с ребенком или его отсутствия, поставили себя на место ребенка.
Дальше решили попробовать, потренироваться.
У каждой пары родитель-ребенок своя ситуация. Условия у всех одни: Нельзя советовать, запрещать, отказывать, повышать голос, отвечать самому на поставленный вопрос и предлагать варианты ответов, делать за ребенка выводы или его работу.
Например, ребенку, который не любит складывать пазлы, нужно сложить картинку или ребенку, который никогда не складывает за собой игрушки дома, сложить конструктор в коробку...
Глаза у родителей, которые пришли и сели в ожидании, что им дадут алгоритм или волшебную палочку, на крайний случай, подскажут или дадут списать как обычно, были приблизительно на лбу. Некоторые были даже раздражены...Так просидели с минутку. Назрела необходимость задать открытые вопросы родителям, чтобы сподвигнуть на первые шаги. Я предложила ответить каждому «про себя» на следующие вопросы на слайде:
Что нас привело сегодня сюда?
Какого результата ждем от этой встречи?
Сделает ли это кто то за нас?
Что нам, родителям, для этого надо, а может не хватает?
С чего начинать и когда?
Что мы получим, когда научимся тому, за чем пришли?
Что мы проиграем, если попробуем сейчас?
Перспектива
Учитывая востребованность и эффективность метода педагогического коучинга в практике сотрудничества ДОУ и семьи в перспективе мы планируем создать клуб «Родитель ВНЕ Формата» в рамках работы которого в формате индивидуальных коуч-сессий сначала родителям представится возможность найти ответы на следующие вопросы :
• Каким вы хотите видеть своего ребенка?
• Какие хотите иметь отношения с ним?
• Почему для вас это важно?
• Что для вас достигнуть успеха в отношениях с ребенком?
• Как поймете, что этого достигли?
• Какие самые первые ваши шаги на пути к цели?
• Когда вы готовы сделать первый шаг?
А затем, в зависимости от результатов, выстроить стратегию сотрудничества с ребенком.