Значение хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 117
  • Скачиваний: 3

Значение хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников

Николаева. О.Н.  Хореограф

первой квалификационной категории

Детский сад №99. "Жемчужинка."

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Одним из путей такого направления работы я считаю  развитие темпо-ритмических, ритмо-пластических и речедвигательных способностей дошкольников с помощью дополнительного образования по ритмике и хореографии.

Ритмика в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а,  следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.  Профессор Женевской консерватории Э.Ж. Далькроз  замечательно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».

Ритмика и хореография для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки. Прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются выработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный ими в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны, точны. На сцене или спортивном помосте они держатся легко, непринужденно, раскрепощено, кажется, не затрачивая при этом особых сил и энергии.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.

Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т.д.? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела.

В системе дошкольного физического воспитания я уделяю большое внимание задачам формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.

Для реализации поставленных задач на основе Программы по ритмической пластике детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной разработала  Программу  дополнительной образовательной услуги «Ритмика и танец». Для реализации поставленных целей и задач, я использую  нетрадиционные методы и средства преподавания, основанные на личностно – ориентированном обучении.

«Лучшая гимнастика – это танец!» утверждает М. Плисецкая. На своих занятиях работаю не только над формированием физической, но эмоционально – художественной культуры танца, непрерывно подчеркивая связь движений и музыки. Для того, чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, подбираю для занятий музыкальный репертуар, соответствующий эстетическим пристрастиям ребят. Популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желание двигаться в танцевальных ритмах и настроениях, таким образом, сделала вывод, что движение под музыку – универсальное средство  целостного развития личности ребенка.

В своей работе использую разные ритмопластические направления.

И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально – ритмическая гимнастика.

Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Составляю образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Танцевально – ритмическая гимнастика:

      «На крутом бережку» («На крутом бережку» Б. Савельева, А. Хайт из мультфильма «Приключения Кота Леопольда»)

      «На лесной опушке»  («Песенка о лете» Е. Крылатов, Ю. Энтин)

      «Путешествие в морское царство» («Синяя вода» Ю. Шаинский, Ю. Энтин)

      «Поход в зоопарк» («О зоопарке» М. Гусев)

Основой для развития чувства ритма и двигательных способностей  занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно, правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, метру, темпу и другим средствам музыкальной выразительности является игроритмика, которую я систематически использую в своей работе.

Танцы имеют большое эстетическое значение  и доставляют эстетическую радость занимающимся. Для развития  танцевальных умений и навыков включаю в работу такой раздел, как  игротанцы, который направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Для развития мышечной силы и гибкости детей использую нетрадиционную методику раздела игропластика, которая основана на элементах древних гимнастических движений и упражнений скетчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая

свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

На занятиях использую «пальчиковую гимнастику», которая помогает развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук.

Такие упражнения превращают  учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий, использую приемы: имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.

Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на уроках хореографии (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

Также активно применяю театрализацию. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

По разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психогимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т.п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности. Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: