Цель и задачи: формировать обобщенное представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.
Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени. Закрепить знания детей о труде взрослых осенью. Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим. Развивать подвижность.
Оборудование и материалы; осенние листочки; березы, клена, рябины, изготовленные кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика.
Виды деятельности; дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.
ХОД:
Вос-ль; Ребята, посмотрите какой сегодня денек, подойдите ко мне поближе, я загадаю вам загадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется, Как такое время года зовется? ( осень).
Вос-ль; Да, это осень. Ребята, а какие приметы осени , вы знаете?
Ответы детей; стало холодно ,желтеют и опадают листья, небо хмурое, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни стали короче, ночи длиннее,, насекомые , птицы, животные готовятся к зиме.
Вос-ль ; Да , осень- это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие –перебираются поближе к людям.
Вос-ль; Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? ( ясная), почему? ( ясно светит солнце, небо ясное, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом) Дыхательное упражнение ( «осенние листочки «вдох носом, выдох – ртом).
Вос-ль; Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? ( осенние опавшие листья), Давайте возьмем листочки в руки, какого они цвета ? ( красные, желтые, зеленые, оранжевые, бардовые и др.,), какие на ощупь? ( сухие, шершавые, шелестят), Как шелестят листочки? ( ш-ш-ш).
Давайте представим, что мы осенние листочки, покажем как они падают на землю . А как называется такое явление? Да, это – листопад.
Игра малой подвижности « Осенние листочки»
Листья осенние тихо кружатся ,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Вос-ль; Да, осенью , можно часто увидеть как падают листья, Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
Дидактическая игра « С какого дерева листок и на какую геометрическую фигуру похож?
Это с какого дерева листок? С березы. Значит он какой ? – березовый, треугольной формы.
А это с какого дерева листок ? Слипы. Значит он- липовый , круглой формы.
Вос-ль замечает кормушки, что это, ребята? ( кормушки) ,для чего они нужны? ( для подкормки птиц). Чем можно подкормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном ).
Как называют птиц, которые с наступлением холодов улетают в теплые края? ( перелетные )
А тех которые остаются на зиму с нами? ( зимующие)
Вос-ль; А теперь превратимся в птиц и поиграем в игру « перелетные птицы».
Цель : развивать реакцию на словесные сигналы.
Вос-ль: Ребята, смотрите, какое-то письмо , посмотрим?
Читаем. « Дорогие ребята, Я, Лесовичок, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, собрать листья, мне одному не справиться.
Вос-ль; ребята, поможем Лесовику навести порядок на участке ? (поможем) Убирают листья.
Ну , вот посмотрите какая чистота и красота, мы славно потрудились. Теперь можем отдохнуть и поиграть в любимые игры.