ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 165
  • Скачиваний: 8

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Приютненский  лицей  имени И. Г. Карпенко»

Анализ реализации темы самообразования:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

 

                                                                                                           

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности  детей зависит  их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский

         В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

         Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».                                        Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развития культуры здоровья не только учащихся, но и педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока  я как учитель всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».

Еще В.А.Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества».

Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может  быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Методологической основой этого является концепция целостного педагогического сознания, принципов информатизационного взаимодействия, а инструментарий дают современные гуманистические педтехники и педтехнологии.                                                                На мой взгляд, любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей технологией. Я  апробирую в учебном процессе  элементы новых педагогических технологии, успешно сочетая старые традиционные методы и формы занятий с современными. Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспособности. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать, какую то -  либо информацию.  Но если работа разнообразная и интересная, то и усталость не ощущается.                                                                       Основной технологией, реализуемой мною в образовательном процессе, является технология развития критического мышления,   в основе которой лежат личностно- ориентированные принципы, культурно-ориентированные принципы, деятельностно - ориентированные принципы.                                    Как пример приведу разработку урока по алгебре:

 Алгебра 7 класс. Тема урока: Понятие одночлена.

 Стадия вызова.

         Предлагаю прочитать название темы урока записанной на доске. Прием «Ключевые слова» Дать определение каждого слова входящего в название темы. Ответить на вопрос о чем пойдет речь на уроке. После размышления учащихся на доске  и альбомных листах у учащихся появляется кластер:

  Его свойства

Что это такое (определение)

Зачем нужно это изучать

ОДНОЧЛЕН

Стадия осмысления.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. Один  ученик работает на ватмане, другие в тетрадях.

    Карточка №1

1. 2. Что называется одночленом?

3.Какие одночлены называются нулевыми?

4.Выполните №328

5.Придумайте задание по вашей теме для остальных групп

Карточка №2

 Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы.

1.Что называется одночленом?  Приведите примеры.

2.Что называют множителем одночлена? Где с этим понятием вы уже встречались?

3.Выполните №329

4. Придумайте задание по вашей теме для остальных групп.

Карточка №3. (для более мотивированных на учебу учащихся)

Прочитайте предложенный текст и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте основные свойства одночленов.

2. Приведите примеры на все свойства одночленов.

4. Придумайте задание по вашей теме для остальных групп

Физкультминутка.

3. Рефлексия. Заслушиваются ответы учащихся, выполняются задания, придуманные группами, пополняется кластер, начатый в начале урока.         Информационно-коммуникативные технологии применяются мной, в основном, на этапах изучения и обобщения как поддерживающие познавательную мотивацию. Ни для кого, ни секрет, что ключевой проблемой любого обучения является проблема удержания внимания учащихся.                                                                                                Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений на экране позволяет удерживать внимание на протяжении всего урока. Компьютер мой незаменимый помощник на уроке, так как позволяет изменять темп  и формы ведения урока, использовать образно-художественное представление, проявлять мое творчество, как педагога -  все это ведет к снижению утомляемости учащихся.                                                                       Технологию французских демаршей применяю на этапе рефлексии. Данная технология ориентирует школьников на выделение существенных признаков, понятий, позволяет оперировать этими понятиями при самостоятельном решении практических и творческих задач.             Приведу пример    мастерской конструирования определений (Алгебра 7 класс)

1.На доске записано 3 слова уравнение, число, тождество. Предлагаю учащимся вдуматься в смысл этих слов. Через несколько минут прошу поделиться своими мыслями.

2. Как в жизни мы достигаем понимания слов?

 Класс делится на группы, каждая группа получает слово (линейка, карандаш, угольник, транспортир, циркуль) и задание охарактеризовать это слово-объект.

3.Группы зачитывают описание своего объекта, другие группы, посовещавшись, записывают слова на листе.

4.Составьте из всех записанных слов модель, которая объединяет все эти слова. Изобразите ее на листе. Группы представляют модель.

5.Учащиеся получают конверты с числами  и  задание: Рассмотрите числа. Определите, те, которые принадлежат одному классу. Запишите общие свойства чисел данного класса на конверте.

6.Выберите одно из чисел принадлежащее этому классу. На листке напишите класс этого числа, его свойства, отличающие от свойств других чисел этого же класса, запишите свойства на листочке. Все числа и листочки запечатайте в конверт и передайте другой группе.

7. Прочитайте на конверте свойства чисел данного класса, распознайте имя чисел и перечислите числа, относящиеся к этому классу. Распечатайте конверт и сравните результаты с содержанием конверта. Ответ оформите на доске: свойства  - примеры чисел – название.

8.Далее проводится работа с определениями, в которых допущены ошибки  «Прямая это линия, не имеющая начало и конец», «Окружность – это замкнутая линия»…

9. Работа с научными определениями. Цель: увидеть шаблон построения определения, попытаться изобразить шаблон схематично.

10. Использую данный шаблон, запишите определение чисел, с которыми работали в начале урока.

11. Составьте родословное дерево для чисел.

12. Вернитесь к словам  уравнение, число, тождество. Выберите для себя слово, которое вы хотели определить. Напишите его определение. Желающие зачитывают свое определение.                                                                                  Технологию проектного обучения применяю в основном во внеклассной работе по предмету и в воспитательной работе с классом.                  Все выше перечисленные технологии соответствуют индивидуально – типологическим особенностям ученика. Но применение всех этих технологий только тогда не будет приносить ущерб ребенку, если сам учитель подготовлен для работы в режиме развивающей системы.                                    В этих условиях я выстраиваю свою деятельность с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Использую следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:

- занятия с использованием профилактических методик,

- занятия с чередованием высокой и низкой двигательной  и умственной активности.                                                                                                        Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

- физкультминутки (Приложение №1),

- пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1)потягивание за мочки сверху вниз;
2)потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.                         При построении уроков использую в работе  рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке приносит свои плоды. Показателем  эффективности проведенного занятия  считаю  состояние и вид  учеников, выходящих с урока.                                                   На каждом уроке  уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья:

- включаю в урок  задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений предлагаю рассмотреть такую задачу: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5.

- Начинаю уроки   с воспитательного момента, которые назвала «Минутки  здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагаю  принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

- Для диагностики эмоционального состояния учащимся предлагаю  заполнить  листы настроения,  как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными  и после контрольных работ. Учащиеся  закрашивают цветным карандашом (или рисуют) ту физиономию, которая соответствует их настроению.

- В своей практике использую элементы хромотерапии – лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, таблица, изображение фигур определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.

Например, «Найди пару»: Найди в таблице число и его квадрат:

 1

16

-3

9

25

-8

2

16

7

3

-5

64

0,2

0,01

4

0,008

10

47

1000

 

 Работа со зрительными метками.

 - Среди выражений расположенных по периметру класса назовите числовые выражения.

26(-4*0,5-3)

 

3а+143,5:12

а

0

19

в-12

 - Найдите пары тождественных выражений:

а2+6а+9

(а-3)2

-(а-3)( 3-а)

-(а+3) (3+а)

а2-3

(а-3) (а-3)

а2-9

(3+а)2

а2-6а+9

 - «Собери формулы». Установите соответствие между выражениями

(Выражения из первого столбца располагаем  на одной из стен, а выражения из столбца №2 расположены по другой стене классной комнаты).

1

2

(а+в)2

а3+в3

(а+в)(а2-ав+в2)

(а – в)2

(а-в)3

(а-в)(а2+ав+в2)

а3-3а2в+3ав23

(а-в)(а+в)

а2 – 2ав +в2

(а+в)3

а33

а2 + 2ав +в2.

а22

а32в+3ав2в3

Упражнение «Буратино». Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др..

  • Гимнастика для глаз по схемам (Приложение №1)

- если ко мне  приходит перевозбуждённый класс (например, с физкультуры), провожу  упражнения «надувание воздушного  шарика» или «сдувать пушинку с ладони», при этом соревнуясь кто её удержит дольше (упражнения на «выдох»)

- если класс пришёл вялый, «спящий», мы делаем  упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику – кому что нравится)  - упражнения на «вдох».

Внедрение вышеуказанных методов и приемов  ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников

         Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как  учитель стараюсь никогда не  «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у меня и получить требуемый ответ.

Таким образом, моя задача как  учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос.  Поэтому на своих уроках очень часто применяю прием «Толстые и тонкие вопросы», так как считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны с здоровье сберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов – это:

- проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

- показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).

- показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости.                                                              Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы, задают мне ученики на уроке, я сужу о своем профессионализме: все ли я сделала так?  Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают - это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», на мой взгляд  - не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня слушателей.

 Таким образом на уроке создается ситуация успеха, которая благосклонно влияет на самочувствие учащихся.

Разрабатываю и провожу уроки, направленные на формирование здорового образа жизни, правильное питание. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

Ответ: 12 и 6.

2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.

Ответ: 20 и 62.

В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.

Например,  в 6 классе перед проведением обобщающего урока по теме «Действия с десятичными дробями», предлагаю учащимся выполнить следующее задание:

Подготовительный этап. За неделю до урока класс  делится на несколько групп. Каждая группа получает задание:

1 группа:

2 группа

3 группа

1.Узнать из научной литературы, энциклопедий потребность человека в витаминах в день.

2.Что такое витамины

1.Какова функция каждого витамина?

2.Что такое витамины?

1.В каких продуктах содержатся витамины?

2.Что такое витамины?

 

Цель данного задания: вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости темы  для каждого ученика.

Затем, в течение недели учащиеся заполняют таблицу, вывешенную в классе:

“Витамины это ___________________________________________________________.”.

“Витамины это ___________________________________________________________.”.

“Витамины это ___________________________________________________________.”.

Название витамина

Потребность в день (мг)

Функция витамина

Продукты

       

                                                  

                                  Ход урока:

1 этап. Мотивирование учащихся на урок. «Минутка здоровья»

Каждый человек заинтересован в своём здоровье. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О здоровье нужно заботиться каждый день. Поддержанием здоровья нужно заниматься постоянно, в течение всей жизни. Здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье дарит человеку счастье и возможность вести активный образ жизни долгие годы. Но как сохранить этот бесценный дар природы - здоровье? Как известно, наши жизненные силы поддерживают питательные вещества.                                                                                                          Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. Но производить он способен лишь некоторые из них. Все остальные питательные элементы поступают в организм извне, в основном вместе с пищей. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить свое здоровье, снизить риск развития наиболее распространенных заболеваний, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение. Но даже хорошо сбалансированная пища не является панацеей от дефицита необходимых организму витаминов и минералов. Недостаток же питательных веществ может привести к снижению иммунитета, повышенной утомляемости, а также к ряду серьезных заболеваний….

2 этап.  Гимнастика ума:

1.   Расположите числа, выражающие потребность витаминов в день  в порядке убывания.

2.   Назовите витамин, с самой маленькой суточной потребностью.

3.  Какие продукты необходимы для улучшения остроты зрения?

4.   Вычислите суточную  потребность организма в витаминах, способствующих улучшению кроветворения.

5.    Назовите витамин,  суточная потребность которого для организма человек составляет    , ; .

6.   Уменьшите суточную потребность всех витаминов, указанных в таблице в 100 раз.

7.  Увеличьте суточную потребность витаминов, выраженных десятичной дробью в  0,1 раз

8.  Рассчитайте суточную потребность организма во всех витаминах. (Задание выполняется по цепочке)

3 этап. Решение задач.

 Задача 1.

Узнать какие продукты употребляла Маша, если суточной потребностью одного из витаминов это корень данного уравнения:  х:0,4+405,5=531

- Что это за витамин?

- Перечислите функции данного витамина.

- Какие продукты необходимо употреблять в пищу, чтобы восполнить суточную норму данного витамина?

Ответ: х=50,2  Витамин Р. Повышает прочность капилляров, стимулирует тканевое дыхание.

 Задача2.

Для того чтобы быть здоровым необходимо, чтобы в организм попало       1450 млг витаминов А и С.  В течении какого времени  витамины А и С должны поступать в организм? Используя таблицу, составьте выражение и найдите значение выражения при х=13,  20, 23  и ответьте на вопрос задачи.

Данную задачу решаем по группам (2 человека работают за доской).

 Ответ:  2,5х+70х, х=20.

Учитель: Какой витамин отвечает за остроту зрения?

Ученик: Витамин В2.

Учитель: Как данный витамин попадает в наш организм?

Ученик: Когда человек употребляя в пищу продукты сыр и  творог.

Учитель: А достаточно ли только принимать этот витамин в виде продуктов?

Ученик. Нет. Нужно постоянно при выполнении письменных заданий, работе на компьютере, чтении книг, просмотре телепередач  делать упражнения для снятия напряжения с глаз.

Физкультминутка. Упражнение по профилактике нарушения зрения

 ( Приложение №1)

Значение выражения

Выражения, расположенные по периметру класса

73,73

73+0,73

74-0,27

68,9

63,5+5,4

3,04

304:100

304*0,01

82,17

83-1,1

2,03

20,3*0,1

20,3:10

Задача 3. Скольких дней Никита употреблял витамины В1, В2, В3, если в организм попало 45 мг этих витамин?

4этап. Работа со зрительными метками

По периметру кабинета расположены выражения, содержащие математические действия. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Найдите и прочитайте выражение, значение которого равно73,73; 68,9; 3,04; 82,17; 2,03

 5 этап. Запись домашнего задания.

Творческое задание по группам. Составить меню одного дня, учитывая, что для сохранения здоровья  каждому человеку необходимо получать витамины. Всю консультацию можно получить у учителя биологии.

6 этап. Рефлексия урока.

Определите свое эмоциональное состояние в конце урока

На своих  уроках я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:

- Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.

- При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».

- Ученик может выбрать вид деятельности на уроке: устный ответ или письменный (на уроке проводимом традиционно):  работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической, лабораторной работы. Это позволяет предупредить переутомление, организовать “щадящий режим”, снизить уровень тревожности.

         Веду индивидуальные занятия по математике в 5, 6, 8 классах, для учащихся пропустивших уроки по болезни, не усвоившим материал на уроках.

Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс, я  поставила перед  собой  следующие 

цели:

  • создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
  • создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во внеурочное время.

 и задачи:

•    Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся  тех классов, в которых я работаю.

•   Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.

•   Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.

•   Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

•    Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

•     Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.

Я считаю, что  здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.                                                                                                 Стабильных результатов я добиваюсь, благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса. Исходными теоретическими позициями, обеспечивающими динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников, является перевод учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. Осуществ­ляю развитие субъективности школьников, формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятель­ности. Качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Моя цель как учителя состоит в следующем:  научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества, само реализующейся  творческой личности и подготовить  ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся  условиях общества и природной среды.                                         

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: