Итоговый урок по теме: ”Зарубежная Азия“
Цели урока: сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения, совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами.Цели: 1) Образовательные – обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Азия”, научить через игру коллективному поиску ответов на вопросы.
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с особенностями географического и геополитического положения, основными характеристиками природных условий и ресурсов Азии, с общей характеристикой населения стран Азии.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.
Развивающая – развивать умение работать с разными источниками знаний – учебником, картами, умение аназизировать и делать выводы.
Тип урока: урок – обобщение в форме игры.
Оборудование: настенная карта “Зарубежная Азия“, изображение флагов государств, бумага, карандаши, технические средства.
Ход урока.
Один из индийских историков сказал: ”Отнимите у людей Азию, и они лишатся своего прошлого, настоящего и будущего”. Бесспорно, роль Азии в современном мире уникальна. Можно сказать, что солнце экономики, политики и даже культуры снова встаёт на Востоке. На этом уроке мы вспомним о странах азиатского региона, поговорим об их характерных особенностях и выясним, можно ли назвать 21 век – веком Азии.
Задание 1. Блиц — турнир «Страны Азии.»
- Назовите страну-архипелаг, расположенную на четырех крупных островах и почти на четырех тысячах мелких островов в Тихом океане. (Япония)
- Какую азиатскую страну можно из конца в конец проехать на метро? (Сингапур)
- Какая страна первая в мире по добыче олова и производству пальмового масла? (Малайзия в Юго-Восточной Азии)
- Какая страна является мировым лидером по выращиванию и сбору хлопка? (Китай)
- Парадоксально, но национальная одежда женщин этой страны делает их плоскими спереди и горбатыми сзади. (Япония)
- Какая страна занимает первое место в мире по производству и экспорту чая? (Индия)
- Какая страна имеет на своей территории арабскую автономию – Палестину?( Израиль)
- Родина цейлонского чая (Шри-Ланка)
- Эта страна дала миру такие изобретения, как: зонтики, компас, пельмени, мороженое, воздушного змея, порох, бумагу.(Китай)
- В какой стране родилось боевое искусство тхэквондо? (В Южной Корее)
- В какой стране родились боевые искусства дзюдо и сумо? (В Японии)
- В какой стране гора на языке ее народа называется «яма»? Какая «яма» самая высокая в этой стране? (В Японии, вулканическая гора Фудзияма)
- Какая страна дала миру арабские цифры, десятичную систему чисел, число Пи, квадратные уравнения, а так же шахматы, домино, карты и пуговицы? (Индия)
- До 1960-х гг. 90 % национального дохода Арабских Эмиратов приносила ловля жемчуга. После какого события этот показатель резко упал? (После начала разработки нефтяных месторождений).
- Как называется азиатское королевство в труднопроходимой части Восточных Гималаев? (Бутан)
- В какой из бывших Советских республик находится космодром «Байконур»? (В Казахстане)
- Родина сиамских котов (Таиланд)
- Женщины какой страны носят сари? (Индии)
- Жители какого государства называют свою родину Страной восходящего солнца? (Японии)
- И житель Сеула, и житель Пхеньяна — это … (кореец)
- Азиатская страна, входящая в “большую семёрку” (Япония)
- Какая страна мира начала научную и техническую подготовку к транспортировке айсбергов? (Саудовская Аравия)
- Какая страна мира лидирует по числу укушенных змеями? (Индия)
- В каком островном государстве находится «столица самоцветов»? ( Шри-Ланка)
Задание 2. Вставьте пропущенные страны и столицы.
страна | столица |
1. Филиппины | |
2. Казахстан | |
3. | Ханой |
4. | Улан-Батор |
5. Индонезия | |
6. | Коломбо |
7. Сирия | |
8. | Кабул |
9. | Тегеран |
10. Таиланд | |
11. | Куала-Лумпур |
12. Республика Корея | |
13. | Дакка |
14. | Нью-Дели |
15. Саудовская Аравия | |
16. Китай |
Задание 3.
На доске группы стран.
1) Сингапур, Тайвань, КНДР.
2) Таиланд, Вьетнам, Китай.
3) Китай, Монголия, Индия.
4) Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка.
5) Таджикистан, Япония, Республика Корея.
6) Индия, Пакистан, Япония.
7) Иран, Таиланд, Узбекистан.
Выслушав утверждение, назвать страну, которая к нему не относится.
1) Я утверждаю, что эти три страны относятся к НИС.
2) Все три страны располагаются на полуострове Индокитай.
3) Все три страны входят в пятёрку стран с высокой численностью населения.
4) это страны – архипелаги.
5) Все три страны являются морскими державами.
6) Это федеративные республики.
7) Столицы трёх стран начинаются на букву “Т“.
Задание 4. Определить принцип объединения стран в группы.
1) Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Иордания.
2) Киргизия, Монголия, Непал, Ирак.
3) Монголия, Япония, Бангладеш.
4) Пакистан, Индонезия, Саудовская Аравия, Йемен.
5) ОАЭ, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия.
6) Япония, Малайзия, Бахрейн.
7) Китай, Индия, Шри-Ланка.
8) Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Лаос.
Ключ:
- 1. Страны Юго-Западной Азии
- 2. Внутриконтинентальные страны.
- 3. однонациональные страны.
- 4. страны, где основная религия – мусульманство.
- 5. нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны.
- 6. страны с конституционной монархией.
- 7. страны – экспортёры чая.
- 8. страны АСЕАН (ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
Задание 5. Узнай страну по описанию.
- 1. Одно из древних названий этой страны — Ямато (Путь гор). И действительно, это прежде всего страна гор, поскольку они преобладают в рельефе. Однонациональное государство с самой высокой продолжительностью жизни в мире. По мнению жителей этой страны, тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, так как сердце у него из камня. Западному миру о ней поведал Марко Поло, и она стала известна со страниц его книг как Страна восходящего солнца. Это название сохранилось до сих пор. (Япония)
- 2. Государство расположено на южных склонах центральной части Гималаев (на его территории находится и самая высокая их вершина). Необычен ландшафт страны — от пышной растительности южных склонов с пальмами, зарослями бамбука, лавра до высокогорий, где на высоте 5000 м лежат вечные снега. Страна имеет богатый животный мир, здесь много заповедников и национальных парков. Основная отрасль экономики – сельское хозяйство. Основной источник дохода – туризм. (Непал)
- 3. Развивающаяся аграрно-индустриальная, самая многонациональная страна мира; имеет высокий естественный прирост населения. Типично аграрная страна и вместе с тем — мировой лидер в электронной промышленности и в информационных технологиях: по числу специалистов в области компьютерного программирования занимает второе место после США. В стране три АЭС, работающие на собственном сырье. В сельском хозяйстве абсолютно преобладает продукция растениеводства, хотя по поголовью крупного рогатого скота занимает первое место в мире. Скот используется преимущественно в качестве тягловой рабочей силы. (Индия)
- 4. Страна гор, плато и переувлажненных речных долин. Протянулась более чем на 1750 км с севера на юг по побережью Южно-Китайского моря. Покрыта тропическими лесами, специализируется на производстве риса. Жители любят сравнивать свою страну с двумя корзинами риса, висящими на коромысле. «Корзины» — это более широкая северная (Бак Бо) и южная (Нам Бо) части страны, «коромысло» — соединяющая их узкая полоса (ЧунгБо). Это парламентская республика. Страна экспортирует рис, чай, морепродукты, одежду, обувь. Крупные города размещены на крайнем севере и юге. (Вьетнам)
- 5. Это древнее государство в Центральной Азии с населением около 2,3 млн человек и малой его плотностью. Характеризуется континентальным климатом. Имеет государственные границы только с двумя странами. Экономика сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Основное занятие сельских жителей — скотоводство. Из природных достопримечательностей страны можно отметить большое количество палеонтологических раскопов, где было найдено около трети динозавров Земли. (Монголия)
- 6. Территория этого государства вытянута вдоль берега Средиземного моря с севера на юг и включает в себя различные климатические пояса и природные зоны, в том числе высоты Галилеи, долину реки Иордан, Иудейские и Самарийские холмы, прибрежные равнины и пустыни. В структуре производства преобладает обрабатывающая промышленность и туризм. Хорошо развито сельское хозяйство, хотя доля занятости составляет 4%. (Израиль)
- 7. Государство Юго-Западной Азии. Территория его занята преимущественно пустынями (более 50 %) и полупустынями. Климат жаркий. Самые плодородные земли находятся на берегу Красного моря, в оазисах растут финиковые пальмы. Растительный и животный мир внутренних областей крайне беден. Официальная и единственная религия – ислам. Страна занимает первое место в мире по запасам и добыче нефти. (Саудовская Аравия)
- 8. Островное государство на юго-востоке Азии. Согласно легенде было основано в 1299 г. малайцами. Почти всё население проживает в столице страны. Сегодня является международным центром мирового значения, центром высоких технологий. Особое место занимает производство компьютеров и комплектующих к ним, лазеров, оптики и различных видов вооружения, а также нефтепереработки. Здесь находятся крупные банки и второй по грузообороту порт мира. (Сингапур)
- 9. Государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на островах Малайского архипелага. Является естественной границей между двумя океанами. Ландшафты очень разнообразны — от суровых горных массивов до болотистых прибрежных низменностей. В горах свыше 50 вулканов, некоторые — действующие. Страна богата различными полезными ископаемыми, ведётся добыча нефти, газа, железных руд и руд цветных металлов. На двух больших островах, занимающих 7 % территории страны, проживает 2/3 ее населения. Страна многонациональная, более 150 народов, большинство людей исповедуют ислам. (Индонезия)
Задание 6. Определить по флагу название страны.
На слайдах представлены флаги стран Зарубежной Азии. Определить название стран.
Задание 7. Определить страну.
На отдельных слайдах представлены достопримечательности, памятники культуры и искусства стран Зарубежной Азии.
Задание 8. (Домашнее)
Как вы относитесь к высказыванию: 21-й век – век Азии.
Объясните вашу точку зрения, используя слайды, видеоролики, статистические материалы и прочее.
Подведение итогов.
Капитаны команд оценивают степень участия своих игроков на отдельном листе.