«Занятия танцами как средство адаптации в социальной среде»
Социальная адаптация личности является значимой проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. Современное общество очень динамично: меняются экономическая и политическая ситуации, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом. Поэтому вопрос социальной адаптации личности и в наше время остается особо актуальным.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Она является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
В наше время ребёнок, находясь в условиях тотальной компьютерной блокады, часто испытывает дефицит живого общения с окружающим миром. Деформированная структура общения ведёт к всевозможным нарушениям развития: физическому, эмоциональному, интеллектуальному. Включение основ танцевального искусства в образовательный процесс даёт возможность социализировать ребёнка физически, эмоционально, интеллектуально.
Благодаря телевизионным проектам, увеличению количества танцевальных студий, кружков для детей и взрослых, отношение общества к танцу изменилось. Танец стал практически самым популярным видом творческой деятельности и, главное, он стал доступным. Для ребёнка танец является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, способом общения с сверстниками и взрослыми. Танец, так же как и музыка, обладает уникальной возможностью воздействия на эмоциональное состояние, на чувства и на мировоззрение ребёнка. Интегративный смысл танца состоит в том, что: интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные процессы в танце соединяются в одно единое целое действие и способствуют обеспечению положительной динамики социальной адаптации детей любого возраста.
Танец и движения использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания.
Основная социально-культурная функция хореографического искусства – эстетическая, которая лежит в своеобразии хореографического искусства. Обращение к наследию, традициям, художественным ценностям, выработанным в процессе исторического развития, позволяет осмыслить опыт, выбрать правильные ориентиры дальнейшего совершенствования воспитательного процесса, сохранив самобытность, своеобразие национальной культуры. Танец необходимо рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется художественное «я» личности. В системе хореографической педагогики определены социально и художественно значимые виды танца, среди них классический, народный, бальный и современный.
Одним из направлений социализации подростков также может быть их привлечение к работе с младшими школьниками и дошкольниками. В работе с младшими детьми подростки получат возможность брать на себя решение важных общественно значимых задач, передавать свой опыт, духовные ценности окружающим. Можно также поручать подросткам руководство организацией и разработкой групповых проектов – постановкой танцевальных композиций, инсценировкой фрагментов сказок, мультфильмов, созданием пластических картин. В этой деятельности подростки приобретают опыт делового общения, отношений руководства и подчинения, взаимопомощи и сотрудничества.
Деятельность хореографа направлена также и на приобретение участниками коллектива качеств, необходимых в становлении молодого человека: трудолюбия, терпимости, настойчивости в достижении цели, ответственности перед товарищами, требующих дисциплинированности и умения выслушивать критику в свой адрес. Результатом коллективного труда является концертная деятельность. Она позволяет ощутить значимость личного вклада, вызывает радость и удовлетворение от эмоционального сопереживания со зрителем. Аплодисменты – это признание успешности личного творчества, они побуждают к еще большему овладению танцевальным искусством.
Можно сделать вывод, что социализация личности - нескончаемый процесс. В нем необходимо совместное активное участие, желание и усилие не только хореографов, но и родителей участников коллективов, учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, деятелей культуры и искусств. Только при их совместном труде можно помочь учащимся разобраться в многообразии современного мира, понять, что только труд и обращение к разуму сделают жизнь интересной, помогут научиться отбирать ценное и достигнуть цели. Хореография - надежный помощник в воспитании гармоничной личности.
Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Танец высвечивает структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе. Изучение социально – психологических характеристик влияния танцевальных методов на личностные особенности и межличностные коммуникации позволяет грамотно использовать танец в социальной и социально – психологической работе специалистами разного уровня и профиля.