Задержка речевого развития у детей раннего возраста
как проблема научных исследований
Статью подготовила: Еременко Дина Сергеевна
Речь - особенная форма общения, которая свойственна только человеку. В процессе речевого общения люди делятся мыслями, новостями, тем самым воздействуя друг на друга. Речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром.
Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенные возрастные периоды, и прежде всего это относится к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыкам общения, которые во многом определяют личностные особенности индивида и его поведение.
Ребенок рождается с предназначенным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Мухина утверждают, что на развитие речи ребенка оказывают большое влияние речь взрослых и наличие достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций не происходит в срок (с первых дней жизни и до трех лет), то в развитии личности наступают необратимые изменения, компенсировать которые в более позднем периоде не удается.
Отставание в речевом развитии у детей может сопровождаться и общим отставанием в развитии, хотя природные умственные и речевые способности могут быть абсолютно нормальными.
Следовательно, овладение речью - индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов.
Овладение ребенком родным языком проходит со строгой закономерностью и характеризуется определенными признаками, общими для всех детей. Для того чтобы, понять и своевременно диагностировать нарушение в речевом развитии, а впоследствии правильно построить коррекционно-воспитательную работу, необходимо отчетливо представлять весь путь последовательного развития речи детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его благополучное протекание.
В научной литературе уделяется много внимания вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии. В трудах А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард-Пупко, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, В.И. Бельтюкова описано формирование речи у детей, начиная с раннего детства.
Авторы с разных точек зрения рассматривают и определяют этапы речевого развития.
В широком научном исследовании «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздев выделял временные периоды усвоение фонетики и грамматики.
В усвоении грамматики автор выделяет три периода:
1. Период предложений (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев);
2.Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с усвоением грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет);
3. Период усвоения морфологической системы языка (до 8 лет).
Период овладения фонетикой содержит три раздела:
Раздел 1- 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
Раздел 2 - от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 4 месяцев;
Раздел 3 - от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев.
Г. Л. Розенгард-Пупко отмечает в формировании речи ребенка только два этапа: подготовительный (от 1 месяца - до 1,5-2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А. Н. Леонтьев выделяет в становлении речи детей четыре этапа:
1. подготовительный (до 1 года);
2. преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет);
3. дошкольный (до 7 лет);
4. школьный (от 7 до 17 лет).
Рассмотрим основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста подробнее (см. Таблица 2):
Таблица 2.
Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста
Возраст ребенка | Речевые навыки | |
1 год жизни | ||
1 мес. | Крик, кряхтение | |
1 – 3 мес. | Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками. | |
3 – 6 мес. | Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. | |
6 – 9 мес. | Активный лепет, усложнение и расширением объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи. | |
9 – 12 мес. | Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма». | |
2- ой год жизни | ||
1 год | Появление однословных предложений. | |
| Увеличение запаса слов до 30. | |
| Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова. | |
1,5 – 2 г. | Появление фраз, двухсловных предложений. | |
| Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» | |
2 г. | Увеличение запаса слов до 200-300. | |
3- ий год жизни | ||
2 г. | Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. | |
2 г. | Появление трехсловных предложений. | |
2 г. 6 мес. | Появление многословных предложений. | |
2 г. 6 мес. –3 г. | Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие). | |
3 г. | Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?» |
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить только тогда, когда у ребенка накопится значительный словарный запас. Время и порядок появления звуков у детей неодинаковы.
Различные негативные воздействия на мозг в период внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевым нарушениям.
Среди причин, которые вызывают недоразвитие мозга и приводят к тяжелым патологиям в развитии речи, выделяют инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовые травмы, асфиксия, резус- конфликт крови матери и плода, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Появление обратимых форм отклонений развития речи может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается с негрубой церебрально-органической недостаточностью или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
В отечественной логопедии задержка речевого развития описывается как «замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка». И.Б. Карелина, считает, что задержка речевого развития – это нарушение речевого онтогенеза у детей от 1,5 до 3 лет, которое обусловлено органическими или функциональными причинами. Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Е.Н. Кутепова считают, что задержка речи - понятие условное. Его используют для обозначения атипичного развития речи, при котором отставание этой функции во всех ее структурных компонентах (в фонетике, лексике, грамматике), независимо от степени, носит временный характер и довольно легко устраняется при применении специально разработанной методики. Как самостоятельный диагноз «задержка речевого развития» появляется лишь в конце 20 века. Потому что за последнее десятилетие сама жизнь внесла серьезные коррективы в логопедическую теорию и практику:
— резко увеличилось число детей раннего возраста с выявленными проблемами в развитии;
— усугубились тяжесть и стойкость речевых недостатков у дошкольников;
— качественно изменился состав детей, которые нуждаются в логопедической помощи; многократно возросла численность социальных сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - вынужденных переселенцев из стран СНГ, детей-беженцев. О.Е. Громова, Т.В. Волосовец, Л.H. Галигузова, Е.О. Смирнова, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша внесли большой вклад в исследование проблем изучения и обучения детей с задержкой речевого развития. Их теоретические и практические работы посвящены проблеме речевого развития и методике работы с детьми с задержкой речевого развития.
Однако применение этих методик ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, диагностики и комплексной ранней помощи. В Институте коррекционной педагогики РАО города Москва и Институте раннего вмешательства города Санкт-Петербург ведутся исследования, посвященные этой актуальной проблеме. Специалисты в разных городах ведут работу на уровне локальных экспериментов с категорией детей раннего возраста с задержкой речевого развития (Гладовская Л.М. г. Снежинск, Челябинская область; Гирилюк Т.Н. г.Екатеринбург).
Карелина И. Б., Кузнецова Л.В. считает, что задержка речевого развития обусловлена органическими или функциональными причинами.
Следовательно, задержки речевого развития можно разделить на функциональные и органические.
При функциональных задержках речевого развития все стороны развития ребенка, кроме речи, находятся на должном уровне. Такие задержки речевого развития связаны с влиянием негативных факторов: неблагоприятных условий воспитания, которые препятствуют правильному формированию речи или соматической недостаточностью, не связанной со значительным поражением центральной нервной системы, дефицитом внимания и общения со стороны родителей. Речевой онтогенез у детей с задержкой речевого развития функционального характера соответствует речевому онтогенезу в норме. Ребёнок в своем речевом развитии проходит те же этапы, что и ребёнок в норме, но в более поздние сроки. Начало коррекционной работы или посещение дошкольного образовательного учреждения дает резкий скачок в речевом развитии. Иногда речь развивается спонтанно. Органические задержки речевого развития - представляют неоднородную группу и могут быть обусловлены различными поражениями центральной нервной системы во внутриутробном периоде или во время родов.
К органическим задержкам речевого развития относятся задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявляются как тяжёлые психические и речевые нарушения. К ним относятся алалия, дизартрия, аутизм и интеллектуальные нарушения, а так - же они могут быть вызваны центральными нарушениями слуха.
При огранических задержках речевого развития нарушается речевой онтогенез в целом. Гуление и лепет появляются в более поздние сроки или вообще могут отсутствовать. Речь ребенка развивается искаженно. Для общения такие дети используют вокализации и жесты. Коррекционная работа или посещение дошкольного образовательного учреждения не дают нужного эффекта без медикаментозного лечения. В более тяжелых случаях речь ребёнка практически не развивается.
Рассмотрим задержки речевого развития подробнее (см. Таблица 3):
Таблица 3.
Задержки речевого развития
Функциональные задержки речевого развития | Органические задержки речевого развития |
ЗРР, обусловленная педагогической запущенностью (неправильные методы воспитания в семье или ДОУ, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке) | ЗРР алалического характера |
ЗРР, обусловленная соматической ослабленностью | ЗРР дизартрического характера |
ЗРР конституционального характера | ЗРР, обусловленная нарушениями слуха |
ЗРР аутического характера | |
ЗРР, обусловленная задержкой психического развития | |
ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью |
Грирогенко Н.Ю. считает, что нужно уделять особое внимание форме проявления задержки речевого развития: является ли она единственным показателем дизонтогенеза при нормальном становлении остальных линий развития (социального, познавательного, двигательного), или наблюдается при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной), либо представляет собой выраженную задержку речевого развития при парциальных нарушениях других психических функций, а может быть является проявлением в структуре сложного дефекта. В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации ребенка. Нарушения речевого развития влияют на общее формирование личности детей: их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.
При задержке развития речи у детей раннего возраста самой эффективной оказывается ранняя коррекция, коррекция в возрасте до трех лет.
Е.А. Стребелева, О.В. Шемякина, М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова акцентируют внимание на необходимости и целесообразности раннего начала коррекционно-педагогической работы с детьми. Это связано с пластичностью детского мозга, чувствительностью к стимуляции речевого и психического развития, способностью к компенсации нарушенных функций.
Ранняя и адекватная помощь ребенку позволит более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить и вторичные отклонения.