Задержка речевого развития у детей раннего возраста как проблема научных исследований - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 85
  • Скачиваний: 11

Задержка речевого развития у детей раннего возраста

как проблема научных исследований

Статью подготовила: Еременко Дина Сергеевна

Речь - особенная форма общения, которая свойственна только человеку. В процессе речевого общения люди делятся мыслями, новостями, тем самым  воздействуя друг на друга. Речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром.

Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенные возрастные периоды, и прежде всего это относится к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыкам общения, которые во многом определяют личностные особенности индивида и его поведение.

Ребенок рождается с предназначенным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи.

Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин, В.И. Мухина  утверждают, что на развитие речи ребенка оказывают большое влияние речь взрослых и наличие достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций не происходит в срок (с первых дней жизни и до трех лет), то в развитии личности наступают необратимые изменения, компенсировать которые в более позднем периоде не удается.

Отставание в речевом развитии у детей может сопровождаться и общим отставанием в развитии, хотя природные умственные и речевые способности могут быть абсолютно нормальными.

Следовательно, овладение речью - индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов.

Овладение ребенком родным языком проходит со строгой закономерностью и характеризуется определенными признаками, общими для всех детей. Для того чтобы, понять и своевременно диагностировать нарушение в речевом развитии, а впоследствии правильно построить коррекционно-воспитательную работу, необходимо отчетливо представлять весь путь последовательного развития речи детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его благополучное протекание.

В научной литературе уделяется много внимания вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии. В трудах А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард-Пупко,  А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина,  В.И. Бельтюкова описано формирование речи у детей, начиная с раннего детства. 

Авторы с разных точек зрения рассматривают и определяют этапы речевого развития.

В широком научном исследовании «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздев выделял  временные периоды усвоение фонетики и грамматики.

В усвоении грамматики автор выделяет три периода:

1. Период предложений (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев);

2.Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с усвоением грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет);

3. Период усвоения морфологической системы языка (до 8 лет).

Период овладения фонетикой содержит три раздела:

Раздел 1- 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

Раздел 2 - от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 4 месяцев;

Раздел 3 - от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев.

Г. Л. Розенгард-Пупко отмечает в формировании речи ребенка только два этапа: подготовительный (от 1 месяца - до 1,5-2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев выделяет в становлении речи детей четыре этапа:

1. подготовительный (до 1 года);

2. преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет);

3. дошкольный (до 7 лет);

4. школьный (от 7 до 17 лет).

Рассмотрим основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста подробнее (см. Таблица 2):

Таблица 2.

Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста

Возраст ребенка

Речевые навыки

1 год жизни

1 мес.

Крик, кряхтение

1 – 3 мес.

Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками.

3 – 6 мес.

Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.

6 – 9 мес.

Активный лепет, усложнение и расширением объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

9 – 12 мес.

Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

2- ой год жизни

1 год

Появление однословных предложений.

1 г. 3 мес.

Увеличение запаса слов до 30.

1 г.6 мес.

Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.

1,5 – 2 г.

Появление фраз, двухсловных предложений.

2 г.

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»

2 г.

Увеличение запаса слов до 200-300.

3- ий год жизни

2 г.

Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.

2 г.

Появление трехсловных предложений.

2 г. 6 мес.

Появление многословных предложений.

2 г. 6 мес. –3 г.

Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).

3 г.

Запас слов до 800-1000. Появление вопросов:

«Когда?», «Почему?»

Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить только тогда, когда у ребенка накопится значительный словарный запас. Время и порядок появления звуков у детей неодинаковы.

Различные негативные воздействия на мозг в период внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевым нарушениям.

Среди причин, которые вызывают недоразвитие мозга и приводят к тяжелым патологиям в развитии речи, выделяют инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовые травмы, асфиксия, резус- конфликт крови матери и плода, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Появление обратимых форм отклонений развития речи может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается с негрубой церебрально-органической недостаточностью или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи. 

В отечественной логопедии задержка речевого развития описывается как «замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка». И.Б. Карелина, считает, что задержка речевого развития – это нарушение речевого онтогенеза у детей от 1,5 до 3 лет, которое обусловлено органическими или функциональными причинами. Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Е.Н. Кутепова считают, что задержка речи - понятие условное. Его используют для обозначения атипичного развития речи, при котором отставание этой функции во всех ее структурных компонентах (в фонетике, лексике, грамматике), независимо от степени, носит временный характер и довольно легко устраняется при применении специально разработанной методики. Как самостоятельный диагноз «задержка речевого развития» появляется лишь в конце 20 века. Потому что за последнее десятилетие сама жизнь внесла серьезные коррективы в логопедическую теорию и практику:

— резко увеличилось число детей раннего возраста с  выявленными проблемами в развитии;

— усугубились тяжесть и стойкость речевых недостатков у дошкольников;

— качественно изменился состав детей, которые нуждаются в логопедической помощи; многократно возросла численность социальных сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - вынужденных  переселенцев из стран СНГ, детей-беженцев. О.Е. Громова, Т.В. Волосовец, Л.H. Галигузова, Е.О. Смирнова, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша внесли большой вклад в исследование проблем изучения и обучения детей с задержкой речевого развития. Их теоретические и практические работы посвящены проблеме речевого развития и методике работы с детьми с задержкой речевого развития.

Однако применение этих методик ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, диагностики и комплексной ранней помощи. В Институте коррекционной педагогики РАО города Москва и Институте раннего вмешательства города Санкт-Петербург ведутся исследования, посвященные этой актуальной проблеме. Специалисты  в разных городах ведут работу на уровне локальных экспериментов с категорией детей раннего возраста с задержкой речевого развития (Гладовская Л.М. г. Снежинск, Челябинская область; Гирилюк Т.Н. г.Екатеринбург).   

Карелина И. Б., Кузнецова Л.В. считает, что задержка речевого развития обусловлена органическими или функциональными причинами.

Следовательно, задержки речевого развития можно разделить на функциональные и органические.

 При функциональных задержках речевого развития все стороны развития ребенка, кроме речи, находятся на должном уровне.  Такие задержки речевого развития связаны с влиянием негативных факторов: неблагоприятных условий воспитания, которые препятствуют правильному формированию речи или соматической недостаточностью, не связанной со значительным поражением центральной нервной системы, дефицитом внимания и общения со стороны родителей. Речевой онтогенез у детей с задержкой речевого развития функционального характера соответствует речевому онтогенезу в норме. Ребёнок в своем речевом развитии проходит те же этапы, что и ребёнок в норме, но в более поздние сроки. Начало коррекционной работы или посещение дошкольного образовательного учреждения дает резкий скачок в речевом развитии. Иногда речь развивается спонтанно. Органические задержки речевого развития - представляют неоднородную группу и могут быть обусловлены различными поражениями центральной нервной системы во внутриутробном периоде или во время родов.

К органическим задержкам речевого развития относятся задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявляются как тяжёлые психические и речевые нарушения. К ним относятся алалия, дизартрия, аутизм и интеллектуальные нарушения, а так - же они могут быть вызваны центральными нарушениями слуха.

При огранических задержках речевого развития нарушается речевой онтогенез в целом. Гуление и лепет появляются в более поздние сроки или вообще могут отсутствовать. Речь ребенка развивается искаженно. Для общения такие дети используют вокализации и жесты. Коррекционная работа или посещение  дошкольного образовательного учреждения не дают нужного эффекта без медикаментозного лечения. В более тяжелых случаях речь ребёнка практически не развивается.

Рассмотрим  задержки речевого развития подробнее (см. Таблица 3):

Таблица 3.

Задержки речевого развития

Функциональные задержки речевого развития

Органические задержки речевого развития

ЗРР, обусловленная педагогической

запущенностью (неправильные методы воспитания в семье или ДОУ, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке)

ЗРР алалического характера

ЗРР, обусловленная соматической ослабленностью

ЗРР дизартрического характера

ЗРР конституционального характера

ЗРР, обусловленная нарушениями слуха

ЗРР аутического характера

ЗРР, обусловленная  задержкой психического развития

ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью

Грирогенко Н.Ю. считает, что нужно уделять особое внимание форме проявления задержки речевого развития: является ли она единственным показателем дизонтогенеза при нормальном становлении остальных линий развития (социального, познавательного, двигательного), или наблюдается при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной), либо представляет собой выраженную задержку речевого   развития   при   парциальных   нарушениях   других психических функций, а может быть является проявлением в структуре сложного дефекта. В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации ребенка. Нарушения речевого развития влияют на общее формирование личности детей: их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.

При задержке развития речи у детей раннего возраста самой эффективной оказывается ранняя коррекция, коррекция в возрасте до трех лет.

Е.А. Стребелева, О.В. Шемякина, М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова акцентируют внимание на необходимости и целесообразности раннего начала коррекционно-педагогической работы с детьми. Это связано с пластичностью детского мозга, чувствительностью к стимуляции речевого и психического развития, способностью к компенсации нарушенных функций.

Ранняя и адекватная помощь ребенку позволит более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить и вторичные отклонения.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: