Конспект урока
Петрова Ярославна Викторовна, ГБОУ СОШ №139
УМК: «Перспектива»
Класс: 4
Тема: Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.
Цель урока: создание условий для формирования умения решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с решением задач на нахождение неизвестного по двум суммам;
- научить самостоятельно решать задачи нового типа;
- закреплять вычислительные навыки.
Развивающие:
- уметь анализировать и составлять краткую запись задачи;
- развивать устную речь.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам;
Личностные:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Метапредметные:
1.Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
2. Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы;
- построение логической цепи рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, телевизор.
Литература:
- Дорофеев Г.В. Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1.
- Дорофеев Г.В. Математика. 4 класс. Электронное приложение к учебнику «Математика».
- Дорофеев Г.В. Математика. Методические рекомендации. 4 класс
- Узорова О.В., Нефедова Н.А.2500 задач по математике. 1-4 классы.
Ход урока:
I. Мотивационный этап.
- Я рада видеть сегодня и вас, ребята, и наших гостей! Давайте настроимся на работу и с хорошим настроением начнем урок.
На партах перед каждым учеником лежит индивидуальная карта. Сверху на свободной строчке подпишите свою фамилию. Все записи мы будем выполнять сегодня только в этих индивидуальных картах.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
Устный счет.
Итак, свою работу мы начнем с устного счёта.
Выполните вычисления.
369 : 9 = И
217 : 7 = Н
68 : 17 = Р
96 : 16 = Е
4 * 100 = А
28 * 10 = З
50 * 5 = Е
55 x 10 = Д
150 * 4 = А
250 * 4 = Ч
72 : 3 = Е
91 : 7 = Ш
Запиши в таблицу значения выражений в порядке возрастания, а под ними соответствующие буквы.
- Кто выполнит эту работу на доске?
- Сравните свой результат. Поднимите руки те, у кого получилось то, что написано на доске. В индивидуальных картах в колонке самооценка поставьте галочку или крестик рядом с тем утверждением, которое вам подходит.
- Что мы видим на доске? (тему урока)
Тема урока: «Решение задач»
- А вот над какими задачами мы будем работать, узнаем, продолжив устный счет.
- Итак, на доске и в ваших индивидуальных картах записаны типы задач.
Задачи на приведение к единице (приводим искомую величину к единице) –
Задачи на кратное сравнение -
Задачи на нахождение суммы двух произведений -
- Определите, к какому типу относятся эти задачи.
Читает вслух один ученик, остальные про себя
1. На 3 улицах 27 домов. Сколько домов на 5 таких же улицах?
2. Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука?
3. Ася купила 3 ручки по 4 рубля и 6 тетрадей по 3 рубля. Сколько денег она заплатила?
4. С одной яблони собрали 3 корзины яблок, а с другой 5 таких же корзин. Всего с двух яблонь собрали 240 кг яблок. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?
- Можем ли мы отнести последнюю задачу к какому – то из представленных типов? (нет)
Проблема: данный тип задач нам незнаком.
- Сформулируйте цель урока. (познакомиться с задачами нового типа и научиться их решать)
III. «Открытие» нового знания.
- Итак, последняя задача относится к задачам на нахождение неизвестного по двум суммам. Попробуем её решить и выясним, что же это за две суммы, которые помогут нам найти неизвестное в этой задаче.
- Сначала запишем эту задачу кратко с помощью таблицы. Найдите её в индивидуальных картах. (учитель демонстрирует заполнение таблицы с помощью электронного приложения к учебнику)
- О каких величинах идет речь в задаче? (О массе одной корзины, количестве и общей массе).
- Приступим к заполнению таблицы.
1. Сколько корзин яблок собрали с 1 яблони? (3 корзины)
2. Сколько корзин яблок собрали со 2 яблони? (5 корзин)
3. Известна ли нам масса одной корзины? (нет)
4. А что мы знаем про массу корзин? (масса корзин одинаковая)
5. Сколько кг яблок собрали с двух яблонь? (240 кг)
6. Что нужно узнать в задаче? Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? Что нам неизвестно? (масса 1 корзины)
-Давайте подумаем, как найти массу одной корзины? (без ответа)
- Итак, напомню, что это задача на нахождение неизвестного по двум суммам.
- Какая сумма нам уже известна? Сумма яблок, собранных с 1 и со 2 яблони, выраженная в кг, т.е. общая масса собранных яблок – 240 кг.
- Какую сумму еще можем вычислить? Можем найти сумму, выражающую количество корзин яблок, собранных с 1 и со 2 яблони.
3+5=8(корзин)
- Итак, зная эти две суммы, мы можем узнать массу одной корзины?
- Как найти массу одной корзины с яблоками? ( Нужно первую сумму 240 разделить на вторую 8)
240:8=30(кг)
- Зная массу одной корзины, можем ли мы найти массу 3 корзин? Как?
30 х3=90(кг)
- Теперь найдите массу 5-ти корзин.
30х5=150(кг)
- Можно ли массу 5-ти корзин найти другим способом?
240-90=150(кг)
- Итак, существует два способа решения задач на нахождение неизвестного по двум суммам.
- Выразите свое отношение к новой теме (третья колонка в индивидуальных картах)
IV. Физкультминутка.
Видео
V. Первичное закрепление
- Откройте учебники на с. 80, прочитаем задачу № 2.
Один ученик вслух, остальные про себя
- Запишем задачу кратко с помощью таблицы .
- О каких величинах идет речь в задаче? (О цене, количестве и стоимости).
- Сколько тетрадей в клетку купили? (6)
- Сколько тетрадей в линейку купили? (8)
- Известна ли нам цена? (нет)
- Что мы знаем о цене этих тетрадей? (она одинаковая)
- Что показывает число 84? (Стоимость 6 тетрадей в клетку и 8 тетрадей в линейку)
- Каков вопрос задачи? (Сколько рублей заплатили за тетради в клетку и сколько – за тетради в линейку?)
-Мы заполнили таблицу данными.
- Кто запишет решение задачи на доске?
Остальные записывают решение в индивидуальных картах.
-Проверим, верно ли решена задача. Для этого полученные результаты (36 и 48) введем в условие и порассуждаем, будет ли сумма 36 и 48 равна 84? (Да, 36+48=84)
-Задача решена верно.
Оцените свою работу на данном этапе урока (третья колонка в индивидуальных картах)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Следующую задачу попробуйте решить самостоятельно
(найдите в индивидуальных картах этап урока – самостоятельная работа, прочитайте задачу внимательно, заполните таблицу данными и запишите 2 способа решения)
В один магазин привезли 8 одинаковых бидонов молока, в другой – 6 таких же бидонов. Всего привезли 560 литров молока. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?
- Если у вас возникли трудности с заполнением таблицы и или с решением задачи, можно воспользоваться карточками-помощниками.
- Сравните свое решение с решением задачи, записанным на доске.
Если есть ошибки, исправьте их.
- Оцените свою работу.
VII. Включение нового знания в систему знаний.
- А сейчас поработаем в парах
- На партах у вас лежат листочки с задачами.
- Выберите задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.
1. С одной грядки собрали 4 корзины помидоров, а с другой – 6 таких же корзин. Сколько килограммов помидоров собрали с двух грядок, если в одной корзине 5 кг помидоров?
2. С одной грядки собрали 4 корзины помидоров, а с другой – 6 таких же корзин. Всего с двух грядок собрали 50 кг помидоров. Сколько килограммов помидоров собрали с каждой грядки?
3. За два букета, собранных из 7 белых роз и из 5 красных роз, заплатили 600 рублей. Цена цветов одинаковая. Сколько рублей заплатили за каждый букет?
4. За букет из 7 белых роз заплатили 210 р., а за букет из красных роз – 200 р. Сколько рублей заплатили за оба букета?
- Какая пара уже готова показать результат? (ученики демонстрируют результат с помощью электронного приложения к учебнику)
- Оцените работу своей пары (третья колонка в индивидуальных картах)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, вспомним, какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
- Поднимите руки те, кто считает, что цель достигнута?
-А теперь оцените свою работу на уроке
Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.