Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 180
  • Скачиваний: 1

Конспект урока

Петрова Ярославна Викторовна, ГБОУ СОШ №139

УМК: «Перспектива»

Класс: 4

Тема: Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

Цель урока: создание условий для формирования умения решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с решением задач на нахождение неизвестного по двум суммам;

- научить самостоятельно решать  задачи нового типа;

- закреплять вычислительные навыки.

Развивающие:

- уметь анализировать и составлять краткую запись задачи;

- развивать устную речь.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам;

Личностные:

  • самоопределение;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1.Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать;

-  осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

2. Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- построение логической цепи рассуждений;

- представлять информацию в виде таблиц.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, телевизор.

 

 

 

Литература:

  1. Дорофеев Г.В. Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1.
  2. Дорофеев Г.В. Математика. 4 класс. Электронное приложение  к учебнику «Математика».
  3. Дорофеев Г.В. Математика. Методические рекомендации. 4 класс
  4. Узорова О.В., Нефедова Н.А.2500 задач по математике. 1-4 классы.

Ход урока:

I. Мотивационный этап.

- Я рада  видеть сегодня и вас, ребята, и наших гостей! Давайте настроимся на работу и с хорошим настроением начнем урок.

На партах перед каждым учеником лежит индивидуальная карта. Сверху на свободной строчке подпишите свою фамилию. Все записи мы будем выполнять сегодня только в этих индивидуальных картах.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

Устный счет.

Итак, свою работу мы начнем с устного счёта.

Выполните вычисления.

369 : 9 =           И                                                 

217 : 7 =           Н

68 : 17 =           Р

96 : 16 =           Е

4 * 100 =            А

28 * 10 =            З

50 * 5 =            Е

55 x 10  =            Д

150 * 4 =              А

250 * 4 =              Ч

72 : 3 =                 Е

91 : 7 =                Ш

Запиши в таблицу значения выражений в порядке возрастания, а под ними соответствующие буквы.

- Кто выполнит эту работу на доске?

- Сравните свой результат. Поднимите руки те, у кого получилось то, что написано на доске. В индивидуальных картах в колонке самооценка поставьте галочку или крестик рядом с тем утверждением, которое вам подходит.

- Что мы видим на доске? (тему урока)

Тема урока: «Решение задач»

- А вот над какими задачами мы будем работать, узнаем, продолжив устный счет.

- Итак, на доске и в ваших индивидуальных картах записаны типы задач.

Задачи на приведение к единице (приводим искомую величину к единице) –

Задачи на кратное сравнение -

Задачи на нахождение суммы двух произведений -

- Определите,  к какому типу относятся эти задачи.

Читает вслух один ученик, остальные про себя

1. На 3 улицах 27 домов. Сколько домов на 5 таких же улицах?

2. Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука?

3. Ася купила 3 ручки по 4 рубля и 6 тетрадей по 3 рубля. Сколько денег она заплатила?

4. С одной яблони собрали 3 корзины яблок, а с другой 5 таких же корзин. Всего с двух яблонь собрали 240 кг яблок. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

- Можем ли мы отнести последнюю задачу к какому – то из представленных типов? (нет)

Проблема: данный тип задач нам незнаком.

-  Сформулируйте цель урока. (познакомиться  с задачами нового типа и научиться их решать)

 

III. «Открытие» нового знания.

- Итак, последняя задача относится к задачам на нахождение неизвестного по двум суммам. Попробуем её решить и выясним, что же это за  две суммы, которые помогут нам найти неизвестное в этой задаче.

- Сначала запишем эту задачу кратко с помощью таблицы. Найдите её в индивидуальных картах. (учитель демонстрирует заполнение таблицы с помощью    электронного приложения к учебнику)

- О каких величинах идет речь в задаче? (О массе одной корзины, количестве и общей массе).

- Приступим к заполнению таблицы.

1. Сколько корзин яблок собрали с 1 яблони? (3 корзины)

2. Сколько корзин яблок собрали со 2 яблони? (5 корзин)

3. Известна ли нам масса одной корзины? (нет)

4. А что мы знаем про массу корзин? (масса корзин одинаковая)

5. Сколько кг яблок собрали с двух яблонь? (240 кг)

6. Что нужно узнать в задаче? Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? Что нам неизвестно? (масса 1 корзины)

-Давайте подумаем, как найти массу одной корзины? (без ответа)

- Итак, напомню, что это задача на нахождение неизвестного по двум суммам.

- Какая сумма нам уже известна? Сумма яблок, собранных с 1 и со 2 яблони, выраженная в кг,  т.е. общая масса собранных яблок – 240 кг.

- Какую сумму еще можем вычислить? Можем найти сумму, выражающую количество корзин яблок, собранных с 1 и со 2 яблони.

3+5=8(корзин)

- Итак, зная эти две суммы,  мы можем узнать массу одной корзины?

- Как найти массу одной корзины с яблоками? ( Нужно первую сумму 240 разделить на вторую 8)

240:8=30(кг)

- Зная массу одной корзины, можем ли мы найти массу 3 корзин? Как?

30 х3=90(кг)

- Теперь найдите массу 5-ти корзин.

30х5=150(кг)

- Можно ли массу 5-ти корзин найти другим способом?

240-90=150(кг)

- Итак, существует два способа решения задач на нахождение неизвестного по двум суммам.

- Выразите свое отношение к новой теме (третья колонка в индивидуальных картах)

IV. Физкультминутка.

Видео

V. Первичное закрепление

- Откройте учебники на с. 80, прочитаем  задачу № 2.

Один ученик вслух, остальные про себя

- Запишем задачу кратко с помощью таблицы .

- О каких величинах идет речь в задаче? (О цене, количестве и стоимости).

- Сколько тетрадей в клетку купили? (6)

- Сколько тетрадей в линейку купили? (8)

- Известна ли нам цена? (нет)

- Что мы знаем о цене этих тетрадей? (она одинаковая)

- Что показывает число 84? (Стоимость 6 тетрадей в клетку и 8 тетрадей в линейку)

- Каков вопрос задачи? (Сколько рублей заплатили за тетради в клетку и сколько – за тетради в линейку?)

-Мы заполнили таблицу данными.

- Кто запишет решение задачи на доске?

Остальные записывают решение в индивидуальных картах.

-Проверим, верно ли решена задача. Для этого полученные результаты (36 и 48) введем в условие и порассуждаем, будет ли сумма 36 и 48 равна 84? (Да, 36+48=84)

-Задача решена верно.

Оцените свою работу на данном этапе урока (третья колонка в индивидуальных картах)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Следующую задачу попробуйте решить самостоятельно

(найдите в индивидуальных картах этап урока – самостоятельная работа, прочитайте задачу внимательно, заполните таблицу данными и запишите 2 способа решения)

В один магазин привезли 8 одинаковых бидонов молока, в другой – 6 таких же бидонов. Всего привезли  560 литров молока. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?

- Если у вас возникли трудности с заполнением таблицы и или с решением задачи, можно воспользоваться карточками-помощниками.

- Сравните свое решение с решением задачи, записанным на доске.

Если есть ошибки, исправьте их.

- Оцените свою работу.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

- А сейчас поработаем в парах

- На партах у вас лежат листочки с задачами.

- Выберите задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

1. С одной грядки собрали 4 корзины помидоров, а с другой – 6 таких же корзин. Сколько килограммов помидоров собрали с двух грядок, если в одной корзине 5 кг помидоров?

2. С одной грядки собрали 4 корзины помидоров, а с другой – 6 таких же корзин. Всего с двух грядок собрали 50 кг помидоров. Сколько килограммов помидоров собрали с каждой грядки?

3. За два букета, собранных из 7 белых роз и из 5 красных роз, заплатили 600 рублей. Цена цветов одинаковая. Сколько рублей заплатили за каждый букет?

4. За  букет из 7 белых роз заплатили 210 р., а за букет из красных роз – 200 р. Сколько рублей заплатили за оба букета?

- Какая пара уже готова показать результат? (ученики демонстрируют результат с помощью электронного приложения к учебнику)

- Оцените работу своей пары   (третья колонка в индивидуальных картах)

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, вспомним, какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Поднимите руки те, кто считает, что цель достигнута?

-А теперь оцените свою работу на уроке

Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: