Тема: Задачи на движение.
Цель: Упражняться в решении задач на движение.
Закреплять знания о взаимосвязи между
скоростью, временем и расстоянием.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать интерес к математике.
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование.
Карточки с таблицами; рисунки роботов, межпланетного самолета; плакат «Планеты солнечной системы».
- Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
- Проанализировать решение задач 482.
- Сколько лет прошло со дня определения кита
морским животным (1693 г.) 2001-1693 = 308 (лет).
- Рассказы детей о китах.
С какой скоростью передвигаются киты?
Ш. Повторение изученного.
Договорите ...
- Чтобы найти скорость, надо S :t
- Чтобы найти время, надо S : V
- Чтобы найти расстояние, надо V.t
1V. Сообщение темы урока.
- V. Арифметический диктант.
Задачи в стихах.
- «За 5 ч. один пешеход
35 км пройдет
Должен ответ быть скорее готов
Сколько за 1 час он идет?» 35:5=7(км/ч).
- Прошел турист
Со скоростью 5 км/ч – 100 км.
Ответ найди: сколько часов он был в пути?
100:5=20 (ч).
- Лора задачу такую решала
500 км проедет машина за 10 часов.
Какова же скорость ее? 500:10=50 (км/ч).
- Составление и решение задач по таблице.
Человек идет со скоростью 4 км/ч.
Время | 3 ч | 4 ч | 6 ч | 7 ч | 9 ч |
Расстояние |
Какое расстояние он пройдет за данное время?
У1. Решение задач на пропорциональное деление.
Учитель:
1) Так как мы сегодня изучаем решение задач на движение, мы отправляемся в путь на межпланетном самолете.
«Самолет летит со скоростью 30 м/сек. Какое расстояние он пролетит за 60 сек?»
30 . 60 = 1800 (м) – устно.
1800 м = 1 км 800 м.
Беседа:
Учитель:
2) На этом расстоянии от нас находится планета
Морковия.
- Знакомы ли вы с такой планетой?
- Какие планеты солнечной системы вы знаете?
(Плутон, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер. Меркурий, Марс, Венера, Земля).
- Какие планеты находятся близко к нам?
- На какой планете ученые предполагают возможность жизни?
- Почему невозможна жизнь на Венере?
3) Решение задачи.
Коллективная работа.
«Робот, изготовленный на планете Мордовия может 3 ч бежать со скоростью 60 км/час и 2 ч лететь со скоростью 40 км/час. Какое расстояние он преодолевает?»
- анализ задачи
- составление таблицы
V t S
Бежит 60 км/ч 3 ч ?
Летит 40 км/ч 2 ч ?
- коллективное обсуждение решения задачи.
- запись с комментированием.
- Составление чертежа к задаче:
«Из двух городов планеты Морковии, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли навстречу друг другу два робота устаревшей конструкции. Первый робот шел со скоростью 20 км/ч, а второй – 25 км/ч. Через сколько часов они встретятся?»
1) 20+25=45 (км/ч) – скорость сближения.
2) 90:45=2 (ч) – время движения.
Ответ: 2 ч.
Решение у доски с комментированием.
5) Решение задач на пропорциональное деление.
Составление задач по таблице.
Величины | Расстояние | Скорость | Время |
Машина | ? Одинаковое ? | 80 км/ч | 3 ч |
Мотоцикл | 60 км/ч | ? |
- Что необходимо узнать первоначально? (время)
- Что нужно сделать, чтобы узнать t?
- Как узнать расстояние? (t.V).
1) 80.3=240 (км) – решение самостоятельное
2) 240:60=4 (ч).
Ответ: 4 ч.
УП. Закрепление изученного.
Работа по учебнику
- Самостоятельно по вариантам
1 в - № 487
2 в - № 489
2) Взаимопроверка.
3) Индивидуальная работа у доски по карточке (2 ученика)
Величины | Скорость | Время | Расстояние |
70 км/ч | ? | 630 км | |
? | 2 ч | 520 км |
- определите, о каком виде транспорта идет речь в задаче?
630:70=9 (ч) (возможно поезд)
520:2=260 (км/ч) (возможно самолет).
УШ. Работа над пройденным материалом
Решение примеров № 490 - с комментированием по «цепочке».
1Х. Итог.
- Что интересным было для вас на уроке?
- Какие виды работ понравились?
Х. Домашнее задание
решение задач по схеме на карточках.