Ничто так не содействует успеху нашей
деятельности, как крепкое здоровье...
Френсис Бэкон.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности.[1]
Формирование здорового образа жизни требует системного и комплексного подхода, прежде всего, посредством применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. [2]
Согласно ФГОС программа воспитания и социализации должна быть направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности.[3]
Вопросы сохранения, укрепления, развития здоровья подрастающего поколения волнуют и педагогов ГБОУ «Шебекинская гимназия – интернат». Это образовательное учреждение интернатного типа для девочек 7 - 11 классов, в котором созданы условия не только для получения качественного образования, но и для сохранения и укрепления здоровья воспитанниц.
Цель педагогов – создание оптимальных условий для формирования у воспитанниц мотивации к здоровому образу жизни.
Следует отметить, что гимназия-интернат находится на окраине города, в сосновом бору. Это является одной из составляющих здорового образа жизни.
По данным мониторинга состояния здоровья воспитанниц, который проводит медицинский персонал нашего учебного учреждения при поступлении, у воспитанниц наиболее частыми являются такие заболевания, как: патология опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, скалеоз); патология зрения, гастрит.
В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» важнейшим принципом построения режима дня является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья. Предусмотрены все аспекты, направленные на улучшение состояния здоровья воспитанниц:
- учебный день начинается с утренней гимнастики, которая проходит перед началом первого урока;
- между уроками в кабинете психолога, проводится релаксация, способствующая эмоциональной комфортности;
- динамическая пауза на свежем воздухе;
- соблюдается режим проветривания на переменах;
- физминутка во время уроков и самоподготовки.
Во второй половине дня воспитанницы имеют возможность посещать спортивные секции (волейбол, ориентирование, дзюдо), зимой, на спортивной площадке гимназии-интерната, катаются на лыжах и коньках. Для воспитанниц с ограничением физических возможностей организовано дополнительное образование по программе специальной медицинской группы.
Проводя анализ совместно с медперсоналом, мы видим, что наши воспитанницы становятся более успешными в учении, у них повышается работоспособность и преобладает хорошее настроение. Но самое главное, использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья воспитанниц.
При организации воспитательной работы неотъемлемым элементом являются тематические классные часы о проблемах здоровьесбережения; беседы с медицинскими работниками о личной гигиене девушки; встречи с узкими специалистами по вопросам важности сохранения здоровья; организована ежедневная «Тропа здоровья».
Важно не только вооружить девочек знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у них потребность применения полученных знаний и умений на практике.
Традицией в нашей гимназии-интернате стали:
- проведение дней Здоровья. Осенью и весной дни Здоровья проводятся базе отдыха природного национального парка «Нежеголь», где оздоровительно-профилактическими мероприятиями являются спортивные состязания между классами. Воспитанницам очень нравятся эти походы с полевой кашей на свежем воздухе;
- «Сила. Красота. Грация» - наверное, один из самых любимых конкурсов по гимнастике и спортивным танцам. Здесь участвуют все воспитанницы. Девочки начинают готовиться к нему еще с начала учебного года;
- спортивные эстафеты с привлечением пап, братьев ко Дню защитника Отечества.
В спортивных праздниках участвуют не только гимназистки, но и сотрудники гимназии-интерната, так как здоровый образ жизни это норма жизни и самого педагога, только тогда воспитанницы будут принимать здоровьесбережение должным образом.
Для родителей проводятся индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанниц, как во время пребывания их в гимназии, так и во время каникул.
В гимназии-интернате функционирует кафедра воспитания и социализации, педагоги которой рассматривают актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанниц. Проводятся тренинги, мастер – классы, педагоги делятся своим опытом и методическими наработками.
По результатам мониторинга состояния здоровья воспитанниц была выявлена взаимосвязь показателей здоровья с уровнем их успешности в обучении. Соотносились результаты диагностики здоровья гимназисток с результатами их обучения в гимназии-интернате (качество знаний). Оказалось, что успешность обучения находится в прямой зависимости от здоровья воспитанниц.
Таким образом, мы видим, что использование элементов здоровьесбережения в образовательном процессе позволяет не только избежать снижение состояния здоровья, но, и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности воспитанниц.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что рациональный режим дня; условия обучения и внеклассных нагрузок, соответствующих возможностям гимназисток; сбалансированное горячее питание; медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию; спортивные занятия, в том числе занятия дополнительного образования; обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это положительно влияет на улучшение их здоровья.
У воспитанниц, проживающих в гимназии-интернате, сформированы навыки заботы о собственном здоровье. В перспективе намечены планы по открытию физкабинета с необходимым оборудованием для профилактического лечения, массажного кабинета; внедрение в систему занятий дополнительного образования занятий конного спорта.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Список литературы:
1. Васильева, Н.Ю. Ценность здоровья и здорового образа жизни у подростков / Н.Ю. Васильева // Народное образование Якутии. – 2011. - № 2. – С.54.
2. Харисов, Ф. Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях гуманизации образования / Ф. Ф. Харисов // Народное образование. – 2007. - №5. – С.45-48.
3. ФГОС