Уровень развития физических качеств. Контролируется нормативами образовательного стандарта по физической культуре. Определяется степенью проявления физических способностей, отражающих скорость, силу, выносливость, координацию движений, гибкость ученика. Важно не только уметь правильно оценивать достижения учеников по уровню развития физических качеств, но и прослеживать динамику их проявления3 у школьников разного возраста и пола.
Примерные таблицы (табл. 52—54) оценки уровней развития физических качеств приведены в настоящей книге. Однако имеют место нормативные требования, изложенные в Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных учреждений. 1—11 классы. Их мы приводим ниже.
Таблица 52
1—4 классы
Демонстрировать
Физически способности | Физические уупражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с) |
6,5 |
7,0 |
Силовые | Прыжок в длину с места (см) Сгибание туловища в висе лежа (кол-во раз) | 130 5 | 125 4 |
К выносливости выбирается любое *з упражнений) | Кроссовый бег (мин, с) 800 м Передвижение на лыжах на 1,5 км Плавание произвольным стилем 25 м | 6,00 без учета времени без учета времени | 6,10 |
К координации | Жонглирование двумя малыми мячами (с) Удержание тела в равновесии на гимнастической скамейки в позе "ласточка" (с) "Челночный бег" 3x10 см (с) | 11,0 30,0 11,0 | 10,5 30,0 11,5 |
Опубликованы нормативы для учащихся 1—4,5—9,10—11 классов в журнале «Физическая культура в школе»2. Расхождения в цифровых показателях не должны смущать учителя. В период реконструкции физического воспитания в школе имеет место не }1стоявшийся уровень требований.
Учитель физической культуры может (по классам, учебным группам, возрастным группам школьников) определить средний
Таблица 53
5—9 классы
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку (с) |
9,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 м (с) Прыжок в длину с места (см) Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз) | 12 180 18 | 165 |
К выносливости (выбирается любое из упражнений) | Кроссовый бег на 2 км (мин, с) Передвижение на лыжах на 2 км (мин, с) | 8,5 16,3 | 10,20 ' 21,0 |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков (с) Бросок малого мяча в стандартную мишень (м) "Челночный бег" 3x10 см (с) | 10,0 12,0 8,2 | 14,0 10г0 8,8 |
арифметический показатель физической подготовленности школьников. Для этого необходимо путем складывания цифровых величин развития физических качеств получить сумму, которую следует разделить на количество показаний. Получим среднее арифметическое число.
При наличии большого числа показателей имеют место два варианта расчета:
1-й вариант. Наилучший и последний результат отбрасывают. Все измерения складывают и делят на число измерений.
2-й вариант. Берут второй результат и складывают с предпоследним числом. Делят на два и вводят показатель в числе измерений.
Таблица 54
10—11 классы
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м (с) Бег 100 м (с) | 5,0 14,3 | 5,4 17,5 |
Силовые '•■■■■;".: '".. : .."-■ ■■■ | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине (кол-во раз) Прыжок в длину с места (см) | 10 215 | 14 170 |
К выносливости выбирается любое #ез упражнений) | Кроссовый бег на 3 км (мин, с) Кроссовый бег на 2 км (мин, с) | 13,5 10,0 | —
_ |
- 4. Двигательная подготовленность. Визуально (зрением) определяется уровень владения учениками двигательными действиями. Фото и видеозапись движений поможет точнее проанализировать выполнение упражнения, устранить имеющиеся ошибки в движениях.
К обдумыванию выполняемых физических упражнений следует постоянно приучать учеников. Лесгафт П. Ф. категорически настаивает, чтобы ребенок приучался к анализу своих действий и к контролю над ними. Это способствует развитию сознательного отношения к физической культуре как к образовательному предмету и должно иметь место на всех занятиях физическими упражнениями.
Следует не только уметь фиксировать двигательные достижения учеников, но и прогнозировать физическую и двигатель-то подготовленность школьников на перспективу (четверть, учебный год, лето). Умение плавать является одним из необходимых условий двигательной подготовки школьников к жизнедеятельности.
Рекомендуется для совершенствования выполнения прикладных двигательных действий проводить комбинированные эстафеты (с бегом, прыжками, метанием) в физкультурном зале и на местности, в изменяющихся условиях решения двигательных задач (полоса препятствий), в период туристической экскурсии, турпохода.
Методика1 обучения двигательным действиям изложена в специальной педагогической литературе.
- 5. Нравственная воспитанность. Нравственное воспитание — это процесс формирования моральных качеств школьников, черт характера, умений и привычек поведения. Нравственная воспитанность — уровень проявления моральных качеств.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями и позволяет решать задачи формирования положительных качеств личности, взгляды и убеждения учеников.
Изучение уровня воспитанности класса входит в систему педагогического мониторинга и дает возможность учителю целенаправленно подбирать и проводить подвижные игры, выполнение парных упражнений, организовать самостоятельные занятия на уроке (по заданию педагога) и дома, спортивное соревнование, выполняя правила поведения при контакте со спортивным противником, победителем.
Мониторинг нравственной воспитанности способствует коррекции задач воспитания, обучения, развития и всей цепочки их решения.
Приводим критерии оценки воспитанности школьников разного возраста (табл. 55)2.
Были рассмотрены объективные показатели качества.
Субъективные показатели качества: 1. Уровень профессиональной подготовки учителя. 2. Отношение учителя к своему предмету. 3. Отношение школьников к физической культуре. 4. Отношение в семье к ребенку. 5. Атмосфера в классе (нравственное самочувствие ученика).
Приведенные критерии подведут учителя к оценке воспитательного воздействия на занимающихся. В разных школах (городских, сельских) и регионах уровень воспитанности учащихся качественно различен.
Тестирование процесса физического воспитания в направлении педагогического контроля включают: входной контроль (тест-операция, ТО), текущий контроль (тест-коррекция, ТК) итоговый контроль (тест-выход, ТВ).
Тестирование выявляет результативность педагогического воздействия учителя на занимающихся.
Мониторинг — это в первую очередь система оценки качества физического воспитания школьников. На основе мониторинга осуществляется принятие адекватных педагогических решений (до и после тестирования). Имеет место индивидуальная и групповая оценка состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности, уровня развития двигательных качеств (силы, выносливости и нравственной воспитанности учащихся).
Рассмотрим разновидности педагогического контроля.
Входной контроль (ТО) позволяет правильно ввести занимающихся в занятия физическими упражнениями например, в начале учебного года, в начале четверти, во втором полугодии, эффективно спланировать учебный процесс. Экспресс-тестами (быстрыми тестами) могут быть: прыжок в длину с места; метанье набивного мяча, сидя двумя руками из-за головы; челночный бег
Текущий контроль (ТК). Дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс, помогает учителю изменять (упрощать, дополнять) педагогические задачи в соответствии с состоянием учеников.
Итоговый контроль (ТВ). Выявляет результативность усвоения темы программы, учебной четверти, полугодия, учебного года занятий с учениками. Выводит педагога на управление физическим воспитанием школьников. Перечень тестов может быть следующий: силовые показатели, скоростные; показателя выносливости, координации) движений.