Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
- Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
- Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
- Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.
- Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
- Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
- Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
- Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
- Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
- Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
- Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
- Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Основные способы общения с родителями:
- Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
- Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
- Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.
- Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
- Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.
- Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).
- Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).
- Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.