ВРЕМЕНА ГОДА
Цель: Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать словарный запас.
Задачи:
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей; умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования загадок; развивать фразовую речь;
Образовательные:
- закреплять умение определять время года по характерным признакам, установление причинно – следственных связей между временами года;
- обогащать активный, пассивный словарь по данной теме.
Воспитательные:
- воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
- восчпитывать желание познать новое.
Оборудование: музыкальный центр, иллюстрации времен года, насекомых, птиц.
Игрушка- Дед Мороз.
Оформление помещения: декорации времен года. (снежинки, осенние листочки, овощи, фрукты, насекомые, солнце, весенние цветы).
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие. Воспитатель. А путешествовать мы будем по временам года. Какие вы знаете времена года?
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Звучит запись «Хруст снега». К детям пришел в гости Дед Мороз.
Воспитатель. Дед мороз никогда не видел других времен года и отправится в путешествие вместе с нами.
Воспитатель. Посмотрите какая красота кругом. Все деревья стоят в праздничном белом убранстве. А что это за наряд такой одели деревья? (Снег.) Снег на берёзке, на ёлочке.
Дети рассматривают декорации.
Воспитатель. А что вы знаете о зиме?
Дети. Зимой холодно, мороз, вьюга.
Воспитатель. Ребята, а чего так много зимой?
Дети. Зимой много снега.
Воспитатель. Какой бывает снег?
Дети. Белый, пушистый, мягкий, холодный.
Воспитатель. Молодцы.
Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Воспитатель. Умницы! Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой?
Дети. Мы любим, играть в снежки, катать друг друга на санках, делать горки.
Воспитатель. А что мы с вами можем слепить из снега? Правильно снеговика.
Воспитатель раздает детям круги разного размера, вырезанные из бумаги.
Воспитатель. Давайте попробуем собрать снеговика.
Дети собирают снеговика.
Воспитатель. Молодцы ребята, а нам надо дальше идти. Звучит весенняя капель
Воспитатель. Ребята, надо ещё одну загадку отгадать.
Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…
- Весна!
Воспитатель. Молодцы. Ребята, посмотрите, как всё изменилось. Что стало со снегом?
- Солнце, стало ярче греть. Снег начинает таять, и появляются первые весенние цветы.
Дети рассматривают иллюстрации весны.
Игра «Кап-кап».
Кап-кап, кап вода (ритмично двигать кистями сверху вниз)
На дворе весна, весна,
Солнышко пригрело, (поднять руки вверх),
Птички прилетели. (машут руками)
Чив — чив – чив — чив
Распевают ласточки,
Весело летают,
Зёрна собирают (стучать большим и указательным пальцем по ладони правой руки).
Воспитатель. Ребята, а как называются первые весенние цветы?
- Подснежники, фиалки, мать – и –мачеха.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес.
Игра «Собери цветок».
На столе или на полу в беспорядке раскладывают лепестки и сердцевинки цветов. Двое игроков по сигналу собирают цветок, каждый свой. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.
Воспитатель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв?
Дети. К нам прилетают птицы.
Воспитатель. А какие птицы?
Дети. Грачи, ласточки, скворцы. Показ иллюстраций перелетных птиц.
Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте пойдём, посмотрим, что ещё есть интересного в весеннем лесу. Слышите, птицы поют.
Слушают пение птиц в записи.
Воспитатель. Ребята, нам пора идти дальше. Слушайте загадку.
Порядок свой имеет всё на свете,
Недавно вы весну встречали дети.
Была она хозяйкою на славу.
Поля зазеленели и дубравы.
Природа словно к празднику одета.
Теперь пришла.
Весне на смену.
- Лето!
Воспитатель. Молодцы. Что вы знаете о лете.
- Летом жарко, солнце светит ярко.
Воспитатель. Давайте нарисуем солнце. Поднимите вверх руку, поставьте в воздухе точку, нарисуйте солнце. Сначала кружок. Потом лучики (дети выполняют отрывистые движения, имитирующие рисование лучей.)
Игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель. Вот солнышко ясное сияет и все ребятки гуляют. (Воспитатель держит солнышко на палочке, дети ходят по ковру).
- А вот солнышко спряталось за тучкой, пошел дождь. Бегите все ко мне под зонт. (Воспитатель раскрывает зонт, дети бегут к нему). Игра проводится под музыкальное сопровождение «Солнышко и дождик».
Воспитатель. Ребята, послушайте, сколько летом птиц, слышите, как они поют. Их слышно хорошо, но увидеть трудно, так как они сидят в гнёздах или порхают в зеленее листьев.
Птицы весело щебечут
Только их не разглядеть
Рады птицы нашей встрече.
Ребята, как вы думаете шуметь в лесу можно?
Дети. Нет нельзя.
Воспитатель. Правильно, в лесу шуметь нельзя, можно испугать птиц, зверей, они могут улететь, уйти из этого леса.
Ребята, лес – это наше богатство.
Лес надо оберегать.
Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради.
И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы и не заметили, как попали на чудесную полянку, посмотрите сколько цветов, бабочек.
Игра «Поймай бабочку»
Бабочки привязаны к карандашам, надо кто быстрее намотает веревочку и поймает бабочку.
Воспитатель. Молодцы! Но нам надо дальше отправляться. Слушайте следующую загадку.
Несу я урожай,
Поля я засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касалась
Ёлочек и сосен. Я.
- Осень!
Воспитатель. Молодцы! А какая погода осенью?
Дети. Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный.
Звучит шум дождя.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик, дождик! Кап- кап- кап! (Указательным пальчиком стучим по ладошке).
Ты не капай на ребят (Грозят пальчиком).
Зонтик мы с собой возьмём (Накрываем голову руками).
Новые сапожки (Выставляем ножки на пяточки).
И все вместе под дождём поскачем по дорожке (Прыгаем).
Воспитатель. Ребята, послушайте уже не слышно пения птиц, они улетели в тёплые края, а животные готовятся к зиме. Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.
Воспитатель. А что происходит с листьями на деревьях?
Дети. Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад.
Проводится разминка «Мы - осенние листочки».
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).
Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.)
Воспитатель. Вам понравилось играть с осенним ветерком? Он вас поблагодарил за игру и улетел.
Воспитатель. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответ детей)
А что вы интересного узнали? Ответы детей. Дети прощаются с Дедом Морозом.