«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- традиционные технологии;
- игровые технологии;
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- дифференцированный подход в обучении;
тестовые технологии;
информационные технологии.
Традиционные технологии- технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала
Игровые технологии.
Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педаг8ога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале ХХ века. Но суть его остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Метод обучения в сотрудничестве - метод, основанный на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;
-актуализируются полученные опыт и знания;
-повышается ответственность за результат коллективной работы.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.
В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания,взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта.
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Лекционно-семинарско-зачетная система | Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровье сберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
Произошли глубокие изменения в личности детей.
Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.
Академик Д. И. Фельдштейн в своем выступлении на 15 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблеме преемственности в образовании, отмечал, что проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро:
- Идет отстранение мира взрослых от мира детей.
- Дети находятся в потоке огромного знаниевого процесса (получение знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний.
- Взрослые не отмечают ценность периода детства
- Усилились городские связи. Продолжается процесс урбанизации.
- В 90-е годы 26 млн. детей проживало в городе, сейчас – 40 млн.
- Как результат в среде детей процветают грубость, жестокость, цинизм.
- У многих детей комплексы, неуверенность в себе.
- Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.
- Неравный доступ к образованию.
- Дети ярко демонстрируют свои асоциальные взгляды (движения эмо, готы и т. п.)
- Резко снизилась когнитивность мышления.
- Снизилось развитие познавательной сферы (произошло снижение умения планировать, удерживать в памяти план действий снижение на 90%
- У современных детей резко снижена любознательность.
- Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух.
- Страдает социально-личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства)
- Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление.
- Идет регрессивное изменение коры головного мозга
- Снижение мышечной массы тела.
- Проблемное течение психического развития. (20% детей с ММД. Половина детей с пограничным состоянием. Нарушения психики у 26% детей)
- Сдвинулись сроки кризисов с 6-7 лет до 7-8лет;
- Выросло количество одаренных детей
- У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни. Однако значение нравственности стоит у детей на последнем месте.
- Выросло Q до 115 баллов.
Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.
Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.
Сущность объяснительно-иллюстративной технологии.
Это педагогика принуждения, подавления внутренней свободы ребенка. При реализации данной технологии педагог находится над ребенком. Он единственный источник знаний. Он знает все, ребенок должен внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Данная система была предложена Я. А. Коменским еще в 15 веке.
Дети при реализации данной технологии оказываются в роли слушателей
Педагог реализует три основные функции:
- информирующую; (изложение готовой информации с привлечением иллюстративного материала)
- контролирующую: (непрерывное наблюдение за усвоением преподносимого материала)
-оценивающую (фиксация процесса усвоения полученной информации)
При деятельностно-практическом способе обучения меняются позиции обучаемого и обучающего, они постоянно взаимодействуют.
Основные функции педагога:
- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность
- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать)
-совместное подведение результата проведенной работы
* объяснительно-иллюстративная технология:
Педагог все знает. Он передает знания детям.
«Ребенок – пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями».
Задействована в основном механическая память.
Прямолинейное воздействие вызывает негативную реакцию детей.
*Современные образовательные технологии:
Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.
«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь»
*Проблемно-диалогическая технология
основана на развитии у ребенка восприятия, мышления.
Занятия строятся на основе познавательно-поисковой деятельности.
Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.
Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
- вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка?Чем отличаются животные от растений?)
- вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему?Что будет если?)
- вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь-это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком?)
- вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?)
- проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть?)
- вопросы-шутки (На каком дереве сидит ворона во время дождя?)
- риторические вопросы (Почему белку назвали белкой?Она же вовсе не белая?)
- вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор?)
- вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?)
Условия проведения занятий поискового характера.
-создание для каждого ребенка ситуации успеха
- проведение элементарных опытов
-ответы жестами и мимикой. Ответы шепотом (на ухо педагогу)
-работа по индивидуальным карточкам
-работа в парах (учитель-ученик)
-проверка задания друг у друга
-поиск ошибок у педагога
-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»
-«логический фиксатор» (выделение узловых моментов занятия)
-задания на время
-модуляции голосом педагога
Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания
Обязательно говорить о предстоящей перспективе
Проведение анализа занятия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?
- Что вам показалось трудным?
- Что интересного вы узнали?
- Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?
- О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?
По данным Штерна в области речевого развития дошкольников определяют приблизительные показатели развития словаря у детей: к полутора годам – 100 слов, к двум годам 200 – 400, к трём годам – 1000 – 1100 слов, к четырём годам количество слов доходит до 2000. В пять лет – до 2500 слов, а в шесть-семь лет до 4000 слов. Словарный запас у детей пополняется путём изучения окружающих их предметов и явлений, в повседневной жизни, в природе. Новое слово они могут употребить только тогда, когда наглядно, опытным путём устанавливают тесную связь между новым словом и предметом (или свойством).
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимает очень большое место и это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.
Работа над словарём ребёнка должна идти в тесной связи с развитием его мышления, наглядных представлений. На этой основе уместно давать новые значения слов и уточнять уже знакомые. Слова, не имеющие под собой «живого» представления – пустые слова. При наличии активного словаря ребёнок легче овладеет образной, связной речью.
Словарный запас – это тот объём слов, которым пользуется ребенок в процессе общения, обучения, игр.
Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Эффективным средством для пополнения и активизации словарного являются так же словесные игры.
Развитие и обогащение словаря у дошкольников.
Обогащение активного словаря у дошкольников - это одна из задач образовательной области «Речевое развитие».
Задачи речевого развития детей по ФГОС
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие словаря- это освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Принято выделять четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами.
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.
В-третьих, активизация словаря.
В-четвёртых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Усложнение задач по возрастным группам
Реализация основных направлений работы по развитию словаря детей
| ||
Методы | Приемы | Технологии |
Наглядные: · Непосредственное наблюдение и его разновидности · Опосредованное наблюдение · Метод наглядного моделирования Словесные: · Чтение и рассказывание художественных произведений · Заучивание наизусть · Пересказ · Обобщающая беседа · Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: · Дидактические игры · Игры – драматизации · Инсценировки · Дидактические упражнения · Пластические этюды · Хороводные игры · Планшеты | Наглядные: · показ и рассматривание картин, игрушки · просмотр кинофильмов и слайдов · действия по выбору или по замыслу
Приемы наглядного моделирования: · Пиктограммы · Мнемотаблицы (Ефименкова Л.Н.) · Предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А) · Методика «коллаж» (Т.В.Большева) Словесные: · Речевой образец · Объяснение · Повторение · Словесное упражнение (параллельно-пофразное высказывание, договаривание) · Оценка детской речи · Вопрос |
Здоровьесберегающая технология: · физминутки · пальчиковая гимнастика · комплексы точечного самомассажа
Интерактивные
Информационные
|
Обращаем ваше внимание на технологию обогащения словаря детей дошкольников
Технология обогащения лексического запаса (ТОЛЗ) – это использование различных дидактических средств с целью расширения словарного запаса дошкольника за счет лексики семантическими полями слов разных видов словарей (природоведческого, бытового, обществоведческого и др.); на основе разнообразных отношений (часть-целое, видовых отношений, отношений по функциональному признаку, словообразования, состояния, действий).
Цель - проектирование психолого-педагогической работы по обогащению лексического запаса детей семантическими полями слов в процессе освоения отношений между словами в семантическом поле, сгруппированными вокруг центральной единицы – «доминанты», которая своими значениями пронизывает все другие слова, входящие в это поле.
Задачи:
- Способствовать обогащению лексики ребёнка (расширение лексического запаса).
- Способствовать овладению ребёнком смысловой стороной слова.
- Развивать у ребёнка умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом высказывания.
- Формировать у ребёнка умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
- Способствовать развитию у ребёнка словесно-логического мышления.
Поэтапное выполнение ребёнком действий, способствующее обогащению его лексики, может быть осуществлено в разных моделях организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
Этапы реализации технологии обогащения
лексического запаса детей дошкольного возраста
Этапы технологии |
1.Этап ознакомления Цель: знакомство со словом – доминантой и его понятийным содержанием (значением) – ДЕРЕВО |
2.Этап ориентации – осмысления Цель: знакомство с семантическим полем доминанты (ДЕРЕВО – берёза, дуб, клён, пальма, сосна …) |
3.Этап организации Цель: моделирование семантического поля. Детям предлагают составить семантические поля на основе разных видов отношений доминанты: 1). Часть – целое; семантическое поле – ДЕРЕВО – ветка, ствол, крона, корень. 2). Многозначность – ДЕРЕВО – дерево жизни, генеалогическое древо, древо познания |
4.Этап применения Цель: овладение смысловой стороной слова – доминанты. Например: объяснить смысл пословиц, загадок: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, а зимой согревает». |
Информационная технология – это использование интерактивной доски, приставки, мультимедийного оборудования, компьютеров и прочих информационных средств для повышения эффективности образовательного процесса (с учетом возрастных особенностей и СанПиН).
Преимущества работы с интерактивной доской:
- Усиливает подачу материала.
- Делает занятия интересными и увлекательными для детей и педагога благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
- Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения с детьми.
- Дети начинают работать более творчески и становятся увереннее в себе.
- Использование интерактивной технологии в работе с интерактивной доской (в парах, тройками, в малых группах, по цепочке).