Воспитание детей с нарушенным слухом в семье - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 124
  • Скачиваний: 19

Особенности работы со сказкой у детей с нарушением слуха


Актуальным методом работы в области воспитания детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Сказки любят все дети, они есть в каждом доме. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, они способствуют развитию у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Тексты для рассказывания и чтения детям дошкольного возраста с нарушениями слуха воспитатель выбирает по своему усмотрению, так как процесс общения с книгой у таких детей имеет свою специфику и определённые трудности. Снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка и без специального обучения он не овладевает речью. Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Оказываются несформированными другие фундаментальные психические новообразования. В подчиненном положении языковой способности находятся сенсорно-перцептивная, двигательная, подражательная, ритмическая, символическая, коммуникативная и познавательная способности. Именно весь этот комплекс в сопровождении необходимых для дошкольника знаний, умений и навыков и приходится целенаправленно формировать в типичных для данного возраста видах детской деятельности. В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, так как словарь у детей с нарушениями слуха очень ограничен. Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Среди методов и приёмов сказкотерапии наиболее целесообразными и легко выполняемыми как дома, так и в саду являются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, например, «Колобок», «Репка», «Заячьи слёзы», «Теремок» и др. В групповой библиотеке дошкольного отделения имеются книги разного типа – это: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-вырубки, книжки-панорамы, книжки-раскладушки. Мы их используем во всех видах деятельности. Работа с книгой развивает у детей зрительное восприятие, логическое мышление, эстетический вкус, способствует развитию навыков чтения и речевых возможностей. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Такой комплексный подход к работе по сказке позволяет расширить зону коррекционного воздействия на ребёнка-дошкольника, способствует его всестороннему развитию, является актуальной проблемой в реализации проекта модернизации образования.
Речь возникает у ребенка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Но, ни принуждение, ни убеждение пользоваться речью не помогают, если не созданы для этого необходимые условия. Не только неслышащему ребенку, но и слышащему трудно научиться говорить, руководствуясь только убеждениями старших. Наша задача – использовать все традиционные и нетрадиционные методы для развития речи через сказку. Сказка – это нетрадиционный метод речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром детей. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо создать эффективную ситуацию общения. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим интересом и удовольствием выполняют задания, исполняют роли, произносят диалоги героев. Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Например: как лиса съела колобка, или как лиса выгоняла зайца, или как тяжело жилось Золушке и т.п. Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст сказки, педагог развивает у детей воображение, мышление, речевое творчество и активное воспитание добрых чувств. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми, имеющими нарушения слуха, по формированию у них устной речи.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: