«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 – 5 лет»
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.
В последнее время, принимая воспитанников в группу и начиная с ними общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучению составления рассказов. Мы решили поискать пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Чаще всего мы организуем театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, но также включаем её фрагменты в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения является на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой, также в процессе музыкальной деятельности и даже занятий по познанию окружающего мира. (Например: знакомство с овощами и фруктами).
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. В начале учебного года на занятиях по речевому развитию мы часто использовали стихотворные мини-инсценировки. Например, после чтения сказки Чуковского «Телефон» предложили детям позвонить по телефону и разговаривать от имени крокодила, медведя, носорога и т.д. Или после заучивания русской народной песенки «Тень – тень – потетень» предложили разыграть её как сценку, исполнив роли бабушки и кота. После знакомства со сказкой «Три поросёнка», мы выбрали трёх братьев поросят и они весло исполнили их песенку. Использование такого приёма очень нравится детям.
После мини-инсценировок детей легче вовлечь в игры-драматизации. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Мы стараемся использовать уже хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей нашей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими. Театрализация захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.
В нашей группе создан мини-центр для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, помпончиковый театр , театр «Забавные перчатки» и др.
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение музыкальных спектаклей. Главным организатором и идейным вдохновителем таких представлений стал наш музыкальный руководитель. Конечно, основными действующими лицами в таких представлениях становятся старшие дошкольники, но педагоги ДОУ развивают интерес к театрализованной деятельности и творческие способности у воспитанников начиная с самого раннего возраста и даже дети 3-4 лет уже разыгрывают несложные имитационные сценки, музыкальные номера. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы, детского восприятия и мышления, и конечно развития речевого аппарата.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.
Довольно часто в детском саду проходят представления профессиональных театральных коллективов, а также бывают посещения представлений в доме культуры, в детской музыкальной школе. Наши ребята не только любят смотреть представления, но и активно участвуют в них, если артисты приглашают их на сцену и просят изобразить разнообразных героев.
К концу учебного года можно отметить, что у воспитанников нашей группы улучшились навыки речевого общения. Ребята стали более раскрепощёнными в общении друг с другом, со взрослыми, во время диалогов инициативно высказываются, активны во время бесед, любят рассуждать о разных явлениях. Научились составлять различные описательные рассказы по картинам и из личного опыта. У некоторых появились улучшения в звукопроизношении. И самое гласное, пополнился словарный запас, а речь детей стала более эмоциональная и выразительная. Ребята очень полюбили театрализованную деятельность. Часто стали организовывать театрализованные игры самостоятельно.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых на