«ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ».
Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса в наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в образовательной организации возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Можно выделить три направления использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности образовательной организации:
- Деятельность администрации по использованию ИКТ в организации работы с педагогическими кадрами.
- Использование ИКТ педагогами и специалистами при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
- Использование ИКТ в процессе взаимодействия образовательной организации, педагога с родителями (законными представителями).
Результаты использования информационно – компьютерных технологий:
- Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
- Улучшение речевого продуцирования.
- Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
- Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
- Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
- Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
- Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута).
- Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
- Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
10. Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Работа с педагогами и родителями: сетевое общение, использование информационных интернет – ресурсов, электронные консультации на интернет – сайте учреждения, использование мультимедийных презентаций.
В результате использования информационно – компьютерных технологий в работе происходит:
- Обмен информацией с помощью электронной почты;
- Участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
- Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;
- Поиск на сайтах необходимых информационных материалов;
- Создаются презентации при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями;
- Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:
- Сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации;
- Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде;
- Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);
- Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности;
- Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества.
Инновационные технологии, обеспечивающие открытость, сетевое взаимодействие:
1.Поиск форм эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.
2.Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.
3.Формирование положительного имиджа образовательной организации, как социального партнера.
Обучение детей ИКТ.
Современный ребенок испытывает потребность в информации, реализовать эту потребность можно только используя современные аудиовизуальные средства, компьютерные технологии. Современный дошкольник достаточно противоречив: детей отличает хорошая «информированность», но вместе с тем неумение использовать знания при решении социальных проблем; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений, ранимая психика; отсутствие мотивации к продуктивной деятельности и достижению результата, «экранная» зависимость.
Именно поэтому ключевой задачей дошкольного образования становится задача формирование особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, рефлексивностью и критичностью, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем, развитию инженерного мышления у дошкольников.
Реализация данной задачи требует пересмотра содержания, методов и форм работы с детьми, среди которых компьютерные технологии должны становиться одним из средств познания, развития и воспитания. Можно выделить три модуля, используемые в образовательном процессе с детьми:
Первым модулем являются лицензионные развивающие игры. Мы используем в деятельности игры издательства «Экзамен-Медиа» 2017 год. В настоящее время имеется достаточно большой выбор лицензионных компьютерных игр.
Второй модуль - обучающие игры-презентации, интерактивные плакаты, занятия на интерактивной доске, созданные педагогами образовательной организации. Особенность данного модуля состоит в том, что он позволяет ребенку не только видеть, просматривать видеоролики, но и активно действовать с объектами, изображенными на слайдах, реализуя интерактивный принцип обучения. Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно, поэтому интегрированное наполнение игр позволяет ребенку системно и вариативно мыслить, а педагогу - неоднократно использовать одну и ту же игру.
Современная ситуация выдвигает на первый план представление об основах развития у детей представлений о современном образе мира. Во многом она связана с формированием нового типа визуальности и доминированием визуально - ориентированной формы воспитания. В этой связи особую роль играют обучающие видеофильмы и мультипликационные фильмы (модуль три).
Обучающие фильмы позволяют получить недостающую информацию, дополнительные сведения об окружающем мире. Обучающие игры-презентации помогают детям путем проб и ошибок добывать знания.
Деятельность педагогов по ИКТ.
Информационно-коммуникационная компетентность педагога включает три основных аспекта:
Общепользовательский компонент: использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации); клавиатурный ввод; навыки поиска в Интернете и базах данных; систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент: педагогическая деятельность в информационной среде и постоянное ее отображение в соответствии с задачами; планирование и объективный анализ образовательного процесса; подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде; использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной); визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов, видеороликов и слайдов.
Предметно-педагогический компонент: эффективный поиск и структурирование информации; адаптация информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; ведение документации на электронных носителях; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом; активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.)
Таким образом информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» И.И. Харитонова
Г. Северодвинск Архангельская область