Условия формирования национальных культурных ценностей у младших школьников.
В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников национальных культурных ценностей.
Младший школьный возраст - это период с 6-7 до 9-10 лет, принято характеризовать как один из кризисов развития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Именно на этом этапе, ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, часто испытывает интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, что создаёт предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений. Поэтому очень важно организовать процесс обучения в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка, определяющими его функциональные возможности. Психические процессы ребёнка в период 6-7 лет ещё во многом не произвольны, что связано с незрелостью регулирующих систем организма, поэтому поддерживать высокий уровень работоспособности длительное время ребёнок не может. В связи с чем, быстро утомляется при физических и умственных нагрузках. Кроме того, ещё продолжается рост и окостенение почти всех костей скелета, которые остаются ещё мягкими и эластичными. Поскольку позвоночный столб очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов, в котором костная основа ещё окончательно не сформирована, коррекция и профилактика нарушений осанки в обязательном порядке должна быть предусмотрена в процессе занятий. Эти особенности детей младшего школьного возраста требуют внимания педагогов, так как накладывают большие ограничения на формы учебных занятий, потому что неподвижное сидение за партой, необходимость длительного поддержания соответствующей позы предъявляют к организму ребёнка неадекватные требования. Поэтому урок должен быть насыщен разнообразными видами деятельности, в процессе выполнения которых стараться избегать длительного сидения учащихся за партой, периодически поддерживая их двигательную активность.
Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизиологического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ. В этих условиях решающим показателем, определяющим возможность обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребенка к требованиям школы. Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания, поэтому одной из главных задач является разработка физиологических и психических основ эффективной организации учебного процесса, психофизиологического обоснования новых методик обучения.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из "натуральных", по Л.С. Выгодскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", т. е превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7--8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки "детскости". Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку «с пеленок», из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: « Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она - источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты...». Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям занятия по предмету «Народная культура».
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со знакомства детей младшего школьного возраста с языком, историей и культурой родного края. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, продолжает формироваться у человека в начальной школе. Поэтому этот период является важным в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Изучение культуры и традиций своего народа дает возможность освоения культурного пространства региона, позволяет знакомиться не только с образом жизни, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сходство. Для приобщения детей к национальной культуре и традициям своего народа можно организовать предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать их доступным по содержанию материалом. Создание мини-музея своего народа, где экспонируются подлинные вещи народного быта и прикладного искусства, там же возможно проведение и традиционных выставок: «Национальный орнамент», «Национальные блюда» и др. В результате постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры, формируется уважение к людям и гордость за свою малую Родину, желание познать красоту национального языка. В этом важна также помощь родителей, так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, осуществляет воспитательную работу на основе традиций родной культуры, влияет на становление личности, обеспечивает активность детей на всех этапах приобщения к народным традициям. Педагог может разработать план работы с родителями, где отражены все формы работы: беседы, консультации, собрания, дни открытых дверей, совместные круглые столы, праздники и развлечения; наглядные формы просвещения (тематические папки - передвижки, информационно - тематические стенды). В результате системной педагогической работы у детей младшего школьного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, гордость за свою страну; развиваются волевые качества: умение преодолевать препятствия на пути достижения цели, осознанно выполнять требования взрослых, нормы поведения и правила этикета, в своих поступках следовать положительному примеру.
В качестве направления работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.