Урок по русской литературе для 10 класса - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 107
  • Скачиваний: 14

Деятельность учителя

Деятельность ученика

5

Тема урока:

Онегин и Татьяна

Цели: 1. Формировать у учащихся потятие о типах образов Татьяны и Онегина.

2. Развивать навыки анализа художественного произведения.

3. Воспитывать чувство чести и достоинства.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

-Вопросы по содержанию романа (из учебника)

Рассказывают домашнее задание

2. Изучение нового материала

Онегин – светский петербургский молодой человек, принадлежащий к высшему  родовитому слою дворянства. Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в Петербурге. Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание, данное французом-гувернёром. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.

Но все-таки Евгений выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отличает в нём преданность мечтам, резкий ум, чувство чести и благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года. Хандра и скука овладели Онегиным. Он покидает светское общество и пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, но из этого ничего не получается, прежние настроения продолжают владеть им.

Ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.

Спасти его от «душевной пустоты» не смогли любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и чувства к нему. Он убил своего друга Ленского на дуэли, следуя законам чести светского общества. В подавленном состоянии он едет путешествовать, но и это не «рассеяло его». Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женою своего родственника и друга. В нем вспыхнула любовь к ней, но Татьяна разгадала себялюбие, лежащее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины ее запросов. Сценой свидания Онегина и Татьяны роман заканчивается.

Татьяна Ларин а- для Пушкина «милый идеал». Прежде всего, она цельная натура. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же. Ее нравственные правила тверды и постоянны. Она умеет мечтать, верит в предчувствия и предназначение, любит природу.      Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, она желает сама решить свою судьбу. Такого человека , ей показалось, она нашла. Но Онегин не ответил на ее любовь. Мечты Татьяны о счастье рухнули. Судьба Татьяны трагична не менее чем судьба Онегина, но трагедия иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в умную безделицу, но Татьяна осталась сильной, целеустремленной, с чувством собственного достоинства и уважающей себя женщиной.

Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах,  по парам.

3. Закрепление материала

Работа по анализу произведения по вопросам учебника.

Уч-ся выполняют задания в группах, по парам, индивидуально

4.Рефлексия

Дневник двойной записи

Заполняют

5.Последующее задание

Выучить наизусть письмо Татьяны к Онегину.

Записывают в дневник

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: